«Ненавижу домашку!»: что делать с жалобами детей на школу

ребёнок не хочет в школу

Учебный год новый, проблемы старые. Как быть, если ребёнок совсем не хочет идти в школу и жалуется вам на домашку, учителей и необходимость рано вставать? Рассказываем в новой статье.

1. «Почему я вообще должен идти в школу?»

Прежде чем отвечать на этот вопрос, уточните, что ребёнок имеет в виду. Иногда детям интересно, откуда вообще взялась идея обязательного образования. И здесь можно вместе порассуждать на тему общей грамотности: хотелось бы вам жить среди неграмотных людей? Кроме того, основное общее образование в России является не только обязанностью, но и правом каждого гражданина — это большое достижение последних ста лет!

Если всё-таки ваш школьник хочет понять, зачем ему лично ходить в школу, объясните ваш выбор. По закону родители могут отправить детей учиться в образовательную организацию или учить их самостоятельно. Помимо муниципальных школ существуют частные, а также онлайн-школы, и семейные классы. Расскажите, чем вы руководствовались, отдавая ребёнка учиться, и ответьте на его вопросы. Помогает и личный опыт: расскажите ребёнку, как вам было в школе, что нравилось, а что нет, как вы справлялись с трудностями.

2. «Смысл идти — я там ничего не понимаю!»

Скорее всего, ребёнок сгущает краски. Если возникают трудности, то обычно не по всем предметам сразу. Однако важно обратить внимание на эту жалобу, расспросить ребёнка, с какими предметами дела обстоят хуже всего. Если школьник пропустил несколько уроков и не может догнать класс, ему нужны дополнительные занятия. Бывает и так, что стиль преподавания учителя, темп и манера речи не подходят ученику, тогда стоит поискать репетитора или курсы для постоянной учёбы.

3. «Ненавижу домашку!»

Необходимость делать уроки редко радует учеников. Уроки могут отнимать время, которое школьник хотел бы провести с друзьями, на прогулке или за видеоиграми. Если на домашку уходит весь вечер и поиграть в компьютер вообще не удаётся — это сильно огорчает ребёнка.

Другая причина — отсутствие навыков самостоятельной работы и пробелы в знаниях. Попробуйте сесть рядом и понаблюдать, как ребёнок будет выполнять домашние задания. Если вам покажется, что он не всегда понимает задание, не знает, как оформлять работу, что писать в ответе — посоветуйтесь с учителем. Возможно, ребёнку требуется помощь и дополнительные занятия.

4. «В школе скуууучно!»

Не торопитесь верить, что ребёнок не хочет в школу, потому что уже усвоил материал по предмету. Хотя и этот вариант не стоит полностью исключать. Нам часто бывает скучно слушать людей, которые говорят о совершенно незнакомых вещах непонятным языком. Возможно, ребёнок испытывает ту же проблему, и его мотивация падает.

Поинтересуйтесь у учителя, насколько ребёнок включён в учебный процесс. Иногда подвижным детям не подходит формат обучения, когда нужно 45 минут сидеть за партой. Школьникам, которые бегло читают и быстро соображают, бывает трудно слушать медленные разъяснения учителя. И, напротив, ребятам с медленным темпом восприятия информации бывает некомфортно слушать высокий темп речи, переключаться между заданиями и работать в группах. Некоторый дискомфорт в процессе учёбы полезен, но если сложность зашкаливает и мешает учиться, нужно искать альтернативы. По отдельным предметам можно выбрать репетиторов или предложить школьнику изучать материал в тематических кружках. 

5. «Опять рано вставать!»

Первым делом нужно убедиться, что ребёнок придерживается режима дня. Школьникам следует отправляется в кровать за 8 часов до подъёма и не пользоваться гаджетами за 2 часа до сна. Также стоит пересмотреть объём учебной и дополнительной нагрузки: школа, домашние задания, секции, кружки. За всем этим должно оставаться около двух часов свободного времени для отдыха и общения.

В период активного гормонального развития у подростков смещается цикл сна. Они сидят в интернете, потому что не могут уснуть, а не наоборот. Чтобы посещать школу по прежнему расписанию, подросткам приходится вставать на 40-50 минут раньше, чем нужно. Из-за хронического недосыпания ученики средней и старшей школы переутомляются, хуже учатся и чаще болеют.

Если 2-3 раза в неделю первыми уроками стоят одни и те же предметы, их можно вынести на самоизучение. Статья 63 закона «Об образовании» предусматривает сочетание разных форм: семейной и школьной. Любое количество учебных предметов можно изучать дома, на курсах, с репетитором, а экзамены по ним сдавать в своей школе или на онлайн-платформе.

6. «Почему я не могу учиться дома сам?»

Спросите, в чём дочь или сын видят преимущество онлайна или хоумскулинга. Если школьнику кажется, что при онлайн-обучении нет домашних заданий, исследуйте этот вопрос вместе. Расспросите опытных детей и родителей на семейном образовании, как проходит их день. Узнайте требования к аттестации в онлайн-школе и график сдачи контрольных работ. Чаще всего дистанционное обучение и семейную форму выбирают для детей, которые много времени уделяют профессиональным занятиям спортом или искусством, так что о беззаботной жизни говорить не приходится.

Ещё одно важное отличие очного обучение в школе — возможность постоянно видеться с друзьями. Если у вашего ребёнка есть своя школьная компания, спросите, готов ли он расстаться с ней. При онлайн-учёбе и на семейной форме труднее найти время и место для непринуждённого общения. Однако и эту проблему можно разрешить, если покажется, что хоумскулинг для вас более подходящий вариант. Главное, принять решение взвешенно и честно обсудить с ребёнком все за и против.