Можно ли наказывать детей
Наказания как метод воспитания существует давно, меняется только форма. Раньше ставили коленями на горох или в угол, давали ремня или закрывали в комнате. Сейчас чаще отбирают гаджеты. Но можно ли наказывать детей, чтобы добиться от них желаемого поведения, и при этом не испортить детско-родительские отношения? Разбираемся в этих вопросах в статье ⤵
Статистика и мнение психологов
По статистике ВЦИОМ, раньше 20% родителей в России применяли в воспитательных целях телесные наказания в виде шлепков и подзатыльников. 21% наказывали ремнём. 30% — ставили в угол. 27% — запрещали гаджеты. А 62% использовали нравоучения.
Сейчас 76% современных родителей в воспитательных целях чаще всего применяют разговоры, наставления и нравоучения. Ещё 31% — запреты на гаджеты.
Но семейные и детские психологи считают, что от всех подобных наказаний нужно отказаться. Они не только наносят вред ментальному здоровью ребёнка, но и вовсе не приводят к желаемому результату.
Почему наказания неэффективны
Развеем укоренившийся миф о том, что наказания — эффективный воспитательный метод. Как на самом деле они могут влиять на ребёнка и к каким последствиям привести ⤵
1. Ребёнок становится менее послушным
Наказания по-разному влияют на детей. Одни становятся покладистыми, потому что боятся вновь разгневать родителя и получить нагоняй. Другие, наоборот, бунтуют и начинают слушаться ещё меньше назло взрослым. Поэтому не стоит с уверенностью рассчитывать, что какие-либо наказания сделают ребёнка послушным и избавят от проблем с поведением.
2. Ребёнок проявляет агрессию к другим детям
Учёные выяснили, что наказания приводят к проблемам в поведении ребёнка. Они делают его более агрессивным и подверженным различным психическим расстройствам. Это происходит потому, что наказания не учат детей решать конфликты мирным путём. Зачем разговаривать, если можно просто дать подзатыльник — это и вызывает у ребёнка недопонимание. Особенно, если его поругали за ссору с кем-то, а второму не досталось.
«Исследователи связывают телесные наказания с повышенным риском негативных поведенческих, когнитивных, психосоциальных и эмоциональных последствий для детей».
Источник: ААР — Американская академия педиатрии
3. Детская агрессия может перерасти в агрессию во взрослом возрасте
Для человека, которого в детстве наказывали, такая форма поведения становится нормой. И в своей жизни он решает подобными методами все проблемы.
В 2022 году учёные проводили исследования. Они изучали связь телесных наказаний со стороны родителей и их влияние на детское поведение. И пришли к выводу, что ребёнок, в воспитании которого применяли физические наказания, с большей вероятностью будет воспроизводить такое поведение в своей семье во взрослом возрасте, в том числе и по отношению к своим детям.
4. Наказания могут привести к ментальным расстройствам
Учёные из Университета штата Флорида выяснили, что физические наказания приводят к депрессии и тревожности у подростков. Такие суровые методы воспитания влияют на изменения в работе мозга — усиливают реакцию нейронов на ошибки и притупляют на вознаграждения. Вероятно, по этой причине дети так часто огорчаются из-за провалов, боятся сделать первый шаг, совершить ошибку и так редко радуются победам.
5. Наказания снимают с ребёнка ответственность и не учат другому поведению
Строгое воспитание, много ограничений и разных «нельзя» в детстве могут во взрослом возрасте вылиться в «Делаю, что хочу, и веду себя, как хочу. Мне никто не указ, я уже взрослый». Годами подавляемая агрессия может выплёскиваться в разных безответственных поступках, поскольку теперь наказания не последует.
Это происходит потому, что ребёнка наказывают без объяснения причины, вместо того, чтобы разъяснить, почему так или иначе нельзя поступать, и дать ему право нести ответственность за свой проступок.
6. Наказания вызывают привыкание
Чтобы наказания давали нужный эффект, ребёнок должен их бояться. Но если это привычная форма воспитания, то со временем он перестаёт реагировать на них. И, соответственно, слушаться. Тогда нужно либо менять воспитательную стратегию и методы. Либо усиливать наказание, что заведомо не приведёт ни к чему хорошему.
Какие методы воспитания стоит применять вместо наказаний
Чем же можно заменить наказания? Какие методы использовать, чтобы успокоить ребёнка и объяснить, почему его поведение некорректно? Рассмотрим несколько альтернативных способов ⤵
1️⃣ Метод корректирующих последствий
Наказания учат ребёнка страдать за нарушение правил и расплачиваться таким образом за свой проступок. Учёные предлагают использовать концепцию позитивной дисциплины и «наказывать» ребёнка иначе — чтобы это было поучительным уроком.
Одним из методов позитивной дисциплины являются корректирующие последствия — естественные или логические. Исследования показывают, что такой подход помогает ребёнку самостоятельно регулировать эмоции и действия. А также уменьшает количество ситуаций с плохим поведением.
➤ Естественные последствия — это неизбежный результат действия, который напрямую связан с произошедшим и является его следствием.
Например, семилетний мальчик никогда не убирает за собой игрушки в комнате. Родитель предупреждает, что теперь не будет убирать их за него. Естественное последствие — комната остаётся вся в игрушках, и в какой-то момент мальчик начинает наступать на детальки, ему неприятно и некомфортно в ней играть. Через какое-то время он научится убирать всё на свои места, чтобы спокойно играть в комнате.
Однако этот метод может не сработать, если результат поведения ребёнка не кажется ему проблемой. Например, многие дети не считают разбросанные игрушки проблемой.
➤ Логические последствия — их родитель обозначает сам в ситуациях, когда действие ребёнка может нанести кому-либо вред. Например, мальчик катается на велосипеде по проезжей части после того, как ему сказали этого не делать. И родитель запрещает ему пользоваться велосипедом из-за то, что тот проигнорировал правило.
Важная особенность корректирующих последствий — у них есть чётко обозначенный срок. Например, ребёнок после школы первым делом бежит играть в компьютер. Если просьбы родителей о том, чтобы сначала делать уроки, а потом играть игнорируются, вводится ограничение на компьютер. Например, неделю школьник может пользоваться им только для учёбы. Это — корректирующее последствие. Если же родители запрещают вообще пользоваться компьютером — это традиционное наказание, в котором нет конкретики.
2️⃣ Метод тайм-аута
Тайм-аут — это перерыв, который даётся ребёнку во время некорректного поведения. По мнению исследователей, этот метод один из самых эффективных инструментов развития дисциплины. Однако его лучше использовать только в крайнем случае. Например, когда ребёнок начинает драться или биться в истерике, валяясь по полу. В других случаях лучше попытаться переключить его внимание или воспользоваться другими методами успокоения.
В традиционном наказании аналоги тайм-аута — поставить в угол, отправить в комнату подумать над поведением или специально не разговаривать с ребёнком, пока он не извинится. Важное отличие тайм-аута — правила, которые нужно объяснить детям заранее, чтобы они не воспринимали это как игнорирование.
Почитать больше об этом методе дисциплины можно в статье.
3️⃣ Метод запланированного игнорирования
Психологи рекомендуют применять этот метод только в случае, если ребёнок пытается своим некорректным поведением привлечь внимание. Например, часто перебивает, плачет навзрыд, топает ногами, если ему что-то не нравится или чтобы получить желаемое.
Важно: нельзя игнорировать ребёнка внезапно. Заранее объясните ему, что в определённых ситуациях, вы не будете обращать на его истерики внимание. Но как только нежелательное поведение прекратится, похвалите его за то, что он успокоился, и расскажите, почему игнорировали. Похвала после — важная часть этого метода.
4️⃣ Поощрения за совершённую ошибку
Если ребёнок совершил ошибку, которая никому не навредила — например, разбил кружку и сознался, что это он — успокойте и похвалите его. Кружку можно купить новую, а вот вернуть доверительные отношения с ребёнком будет гораздо труднее. Более того, как можно чаще хвалите ребёнка за новые действия и ошибки — так у него не будет страха перед неизвестностью и новыми этапами в жизни.
Разумеется, мы сейчас говорим не о девиантном поведении и поступках, вредящих ребёнку и окружающим, а о мелких действиях, за которые обычно ругают на автомате. Например, испорченная вещь, пролитая вода, что-то забыл и не сделал, получил двойку или провалил экзамен.
5️⃣ Конструктивный разговор
Такой метод лучше сработает с подростками, но и в возрасте начальной школы уже можно попробовать применять. Так ребёнок будет видеть, что вы относитесь к нему на равных, даёте право совершать ошибки и нести за них ответственность, готовы выслушать и помочь, не осудите и не накажите.
В видеоролике психолог рассказывает о стилях воспитания детей 👇
В этой статье мы ни в коем случае не советуем вам, как нужно правильно воспитывать детей. У каждого родителя свои методы и понимание воспитательного процесса. Но мы собрали здесь различные исследования учёных и рекомендации психологов, которые помогут вам улучшить детско-родительские отношения и вывести их на новый уровень доверия и взаимопонимания.
Поделиться своим мнением и услышать взгляд других родителей можно также в комментариях ⤵
Конечно, я против наказаний! Меня в детстве не наказывали родители! И я своего ребёнка не наказываю! Только методы беседы, объяснения и т.п. помогают конструктивно решить проблемы, которые возникают в детско-родительских отношениях.