Кружки и секции: нужно ли выбирать их за ребёнка
Часто родители выбирают дополнительные занятия за ребёнка, а потом он отказывается на них ходить. Разбираемся, зачем вообще нужны кружки и секции, когда стоит предоставить выбор ребёнку, а когда — предложить свой вариант.
Зачем нужны кружки
Мотивация отдать ребёнка на дополнительные занятия может быть разной. С одной стороны, кружок — это место, где ребёнок узнает больше о школьных предметах и освоит умения, которые пригодятся для учёбы и поступления в вуз. С другой, секции по интересам дают ребёнку возможность отвлечься от школьных забот, отдохнуть и получить удовольствие от процесса.
Кружки и секции позволяют ребёнку:
- углублённо изучить тему/предмет/направление, к которым уже есть интерес;
- развить уже имеющиеся навыки
- распознать свои склонности, понять, какие занятия интересны, а какие не очень;
- расслабиться и получить удовольствие от любимого дела.
Когда лучше предоставить выбор ребёнку
Ему очень нравится чем-то заниматься
Пусть ребенок сам выберет кружок, соответствующий его увлечению. Это может быть что угодно: футбольная секция, изостудия или английский. Занятия обязательно пойдут ребёнку на пользу: улучшат настроение и придадут дополнительные силы для учёбы.
Он мечтает о карьере в этой сфере
Возможно, ребёнок определился с профессией и хочет попробовать себя в деле. Например, он хочет шить одежду или быть тренером по танцам. Даже если увлечение кажется вам непрактичным, не спешите отказывать. Даже если увлечение не перерастёт во что-то серьёзное, это всё равно полезный и важный опыт.
Он хочет проявить самостоятельность
Даже если кажется, что выбранный ребёнком кружок ему не подойдёт, дайте ему возможность проявить инициативу. Опыт ошибок тоже очень важен. А возможно всё окажется вообще не так, как вы ожидаете, и ребёнок будет с удовольствием ходить на занятия.
Когда стоит выбрать самому
Когда ребёнок не знает, чего хочет, или не хочет ничего
Кружок расширит его кругозор, поможет познакомиться с разными сторонами жизни, науки и творчества. Вполне возможно, среди них он найдет и своё увлечение, и даже будущую профессию. Приготовьтесь к тому, что многие занятия ребёнок будет начинать и бросать, но продолжайте предлагать варианты.
Когда вы можете лучше оценить уровень занятий
Например, ребёнок решил, что будет углублённо изучать математику, и хочет пойти на дополнительные занятия в школе, куда ходят все его одноклассники. Но вы знаете, что в Доме творчества есть кружок олимпиадной математики, где преподаёт эксперт из вуза и заниматься намного интереснее. Поговорите с ребёнком и объясните, в чём причина вашего выбора.
Когда определённые занятия нужны для коррекции проблем
Например, отстающего по математике ребёнка можно отдать на шахматы — они развивают логику и аналитическое мышление, очень нужные при изучении этого предмета. Вышивание, плетение бисером или вязание помогают стать внимательнее и усидчивее. Боевые искусства сделают ребёнка спокойнее и увереннее в себе, а плавание укрепит сердечно-сосудистую систему и исправит осанку.
Если ребёнок не хочет ходить на выбранный кружок, договоритесь о компромиссе.Он занимается какое-то время, и вы вместе наблюдаете, как идут дела. Если он увидит, что благодаря кружку его самочувствие изменилось, у него появится собственная мотивация продолжать занятия.
А что если вообще без кружка?
Если ребёнок не хочет никуда ходить помимо школы, поищите причину. Возможно, он сильно устаёт на уроках, не успевает сделать домашние задания, боится отстать от одноклассников. Тогда сначала нужно разобраться с этим вопросом. Ещё вариант — он тревожится, что в секции будут высокие требования, он не справится, а вы будете его за это ругать.
В любом случае, чрезмерно настаивать на своём или побуждать его к обязательному выбору не стоит. Предлагайте книги, игры, материалы в интернете для самостоятельного изучения. Став постарше, ребёнок определится со своими интересами и поймёт, какие кружки и секции ему нужны.
Комментарии 0