Типичные ошибки на ЕГЭ по русскому языку
ЕГЭ по русскому языку многим ученикам кажется лёгким. Именно поэтому к нему не всегда готовятся так тщательно, как к другим предметам. Иногда подобное впечатление оказывается обманчивым.
Чтобы максимально приблизиться к 100 баллам, мало просто систематически готовиться к экзамену. Важно ещё и учитывать типичные ошибки прошлых лет. Рассмотрим их подробнее в этой статье.
А узнать про ЕГЭ по русскому языку ещё больше вы можете по ссылке.
Задание №9. Гласные в корнях
В этом задании подвох чаще всего состоит в омонимичных корнях. При его выполнении важно подбирать однокоренные слова для самопроверки и сверять, совпадают ли они по смыслу.
Омонимия — это внешнее (графическое или звуковое) совпадение слов при совершенно разном значении. С виду одинаковые слова могут относиться к разным частям речи, например, старинная печь и печь пироги. Корни, которые звучат или выглядят одинаково, могут иметь различное значение.
Например, слова «косить» и «прикосновение» не будут однокоренными, хотя и в первом, и во втором — корень -кос-. В слове «косить» корень с проверяемой безударной гласной и значением «срезать косой траву». А в слове «прикосновение» корень с чередующейся гласной (кос/кас) и значением, связанным с глаголом «касаться».
Точно так же не будут однокоренными слова «умалять» (достоинство) и «умолять» (кого-то сделать что-то). В первом случае корень -мал- с проверяемой гласной (мАленький), во втором — -мол- (мОлит).
Особенного внимания заслуживают слова-исключения: сочетание, росток, отрасль и другие, — их следует запомнить.
Задание №12. Суффиксы причастий и окончания глаголов
В этом задании ученики делают ошибки очень часто. Чтобы выполнить его верно, нужно учесть несколько моментов.
1. Выучить правило спряжения глаголов, особенно глаголы-исключения.
Помним, что в личном окончании глаголов I спряжения и в суффиксах образованных от них причастий настоящего времени встречаются только гласные Е, У, Ю.
А в личном окончании глаголов II спряжения и в суффиксах образованных от них причастий настоящего времени — гласные И, А, Я.
2. Помнить, что в суффикс причастий прошедшего времени гласная попадает из инфинитива глагола.
3. Правильно определить инфинитив глагола. Подсказка: если основа глагола оканчивается на гласные У, Е, А, то это глаголы на –ять и относятся они к I спряжению. Например: сеять, реять, таять. Исключения — клеить, драить.
4. Также следует учитывать смысловые различия. Например: замешенное тесто — в суффиксе гласная Е, так как причастие происходит от глагола «замесить», тесто мы месим. «Замешанный в деле» — в суффиксе А, так как причастие образовано от глагола «замешать», в дело можно вмешаться или замешать кого-то.
Задание №13. Написание НЕ с разными частями речи
Нужно выписать слово, которое пишется с НЕ слитно или раздельно (в зависимости от формулировки задания). Одна из типичных ошибок при выполнении данного задания — написание НЕ с причастиями.
Ученики нередко забывают о том, что краткие причастия пишутся с НЕ всегда раздельно. Например: не занята, не заморожена.
Кроме того, причастие с НЕ пишется всегда раздельно, если у него есть зависимое слово. Например: ещё не построенный дом. Пишем раздельно, потому что у причастия есть зависимое слово ЕЩЁ.
Задание №15. Н или НН
Нужно выписать числа, на месте которых должны стоять НН или Н. В зависимости от формулировки задания. Можно выделить два типа ошибок, которые появляются у учеников при выполнении этого задания.
Первый связан с тем, что выпускники забывают о существовании двух блоков правил, — для прилагательных, образованных от существительных, и для причастий и отглагольных прилагательных — или путают их.
Второй — с тем, что выпускники забывают о различиях между краткими причастиями и прилагательными. Например: семена рассеяны ветром. Рассеяны — краткое страдательное причастие, так как названо непостоянное качество и выражение можно заменить словосочетанием с глаголом: ветер рассеял семена.
Краткие причастия пишутся всегда с одной буквой Н. Например: студенты рассеянны. Рассеянны — краткое прилагательное, так как мы назвали постоянное качество (рассеянность). В кратких прилагательных пишется столько же букв Н, сколько и в полных.
Задание №16. Постановка запятых
Нужно указать предложения с одной запятой. Их количество точно не определено, от двух до четырёх.
Для успешного выполнения задания важно помнить, в каких случаях запятая ставится при однородных членах предложения. А также различать простые предложения, осложнённые однородными членами, и сложносочинённые предложения.
Одна из распространённых ошибок — постановка запятой между простыми предложениями в составе сложносочинённого при наличии у них общей части. Это может быть общий член предложения, общее вводное слово или придаточное предложение.
Например: когда закончился дождь, выглянуло солнце и появилась радуга. Запятая перед И не нужна, так как у частей «выглянуло солнце» и «появилась радуга» есть общее придаточное предложение. Солнце выглянуло (когда?) — когда закончился дождь. Радуга появилась (когда?) — когда закончился дождь.
Задание №21. Пунктуационный анализ текста
Нужно найти предложения, в которых знаки препинания ставятся в соответствии с одинаковым правилом пунктуации. Число верных ответов может быть любым.
Выпускники часто забывают про такое осложнение простого предложения, как обособленное приложение. Нередко предложения с ним относят к числу предложений с тире между подлежащим и сказуемым.
Яркая особенность обособленного приложения — оно в предложении является определением, но выражается при этом существительным. Отличить эту пунктограмму от случая постановки тире между подлежащим и сказуемым можно, выделив основу предложения и убедившись, что сказуемое в этом простом предложении уже есть.
Например: в лесу уже появились подснежники — вестники весны. Основа предложения — подснежники появились. Подснежники (какие?) — вестники весны, это обособленное приложение.
Задание №27. Сочинение
Чтобы получить максимальные 21 балл за сочинение-рассуждение на ЕГЭ по русскому языку, нужно понять и сформулировать проблему текста, прокомментировать её, найти позицию автора и высказать собственную. Но не менее важно написать связный, последовательный и грамотный текст. Среди типичных ошибок при выполнении этого задания, стоит выделить несколько.
1. Комментарии и/или позиция автора не соответствуют заявленной проблеме.
Такое может случиться, если ученик не разделил две смежные проблемы. Например, проблема звучит так: «Какое влияние искусство оказывает на человека?». А ученик в комментарии и/или в позиции автора пишет о том, что такое искусство.
Чтобы избежать подобных ошибок, важно при написании сочинения постоянно сверяться с заявленной проблемой. Лучше всего придать проблеме вид вопроса и следить за тем, чтобы позиция автора была прямым ответом на этот вопрос. А каждый комментарий должен быть приближением, подводкой к ответу.
2. При написании сочинения важно следить за этичностью высказываний.
Например, нельзя допускать грубые или жаргонные выражения, оскорбления. Кстати, называть автора текста по имени и отчеству без фамилии тоже не нужно.
3. Грамотность работы заслуживает отдельного внимания.
За идеальное соблюдение орфографических, пунктуационных и грамматических норм в сочинении можно получить целых 8 первичных баллов. Тут важно учесть все знания, полученные при подготовке к тестовой части. И, конечно, быть предельно внимательным.
Например, нередко при обособлении причастных и деепричастных оборотов, придаточных предложений встречаются такие пунктуационные ошибки, когда одна запятая стоит, а вторая пропущена.
4. Нарушение речевых норм.
Нередко ученики обращаются к выражению «автор в своём тексте…». Это речевая избыточность, у автора может быть только свой текст, в чужом он не может ничего передать читателю. Распространённое клише с ошибкой — «рассуждая над проблемой», ведь рассуждать можно только о чём-то. Избежать подобных ошибок поможет регулярная тренировка в написании сочинений с последующей проверкой учителем или репетитором.
Подготовиться к ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов помогут преподаватели Тетрики. Они знают, как помочь выпускнику запомнить все правила, исключения и написать идеальное сочинение.
Комментарии 0