Как писать комментарий на ЕГЭ по русскому языку в 2025
Сочинение ЕГЭ по русскому языку в 2025 году претерпело изменения в формулировке задания. В статье подробно расскажем, как писать комментарий в сочинении по новым правилам: какая должна быть структура и что важно учитывать при написании.
Читайте также нашу статью «Типичные ошибки на ЕГЭ по русскому языку», чтобы точно их не допустить 😉
Что такое комментарий к позиции автора и для чего он нужен
Комментарий — это ваш логичный, выверенный и последовательный анализ текста, в котором обязательно должны быть указаны конкретные размышления автора и приведены конкретные ситуации из самого текста.
За верное и точное составление комментария ученик может получить 3 балла. Поэтому важно соблюсти все критерии и составить комментарий с твёрдой опорой на текст.
Требования к комментарию
При написании комментария нужно помнить, что это не ваши отвлечённые мысли на тему текста. Здесь всё должно работать как часы, а для этого необходимо пояснить:
- как в вашем понимании автор раскрывает проблему;
- что именно из приёмов и средств он для этого использует;
- оценить действия героев текста;
- указать языковые особенности, которые помогают раскрыть проблему.
Рекомендации по написанию комментария
1. Должно быть 2 примера-иллюстрации, которые важны для понимания отношения автора к проблеме, заявленной в тексте. Можно использовать частичное цитирование с обязательным пояснением того, по какой причине вы выбрали именно эти фразы/ситуации, а также, что именно автор хочет донести читателям.
2. Смысловая связь. Оба выбранных примера должны, непременно, иметь связь: противительную (один пример противопоставлен другому), причинно-следственную или другую. Это напрямую будет зависеть от тех приёмов, которыми пользовался автор в конкретном тексте. Кроме того, по новым критериям смысловую связь теперь необходимо не только указать, но и анализировать: по какой причине происходят события в приведённых примерах/ чем схожи или различны примеры.
3. Пояснение к примерам-иллюстрациям. Здесь самое важное — верно интерпретировать слова автора и основную сюжетную линию текста. Это и будет пояснением к приведённым вами примерам. В связи с изменением формулировки задания № 27 теперь предусмотрено, что при комментировании проблемы исходного текста примеры-иллюстрации являются неотъемлемой частью пояснений к ним (т.е. в тексте выступают неразрывно).
В интерпретацию входит:
- объяснение слов автора;
- раскрытие смысла этих слов;
- выражение собственного мнения о мотивации героев текста;
- указание лексических оценочных средств выразительности;
- обозначение эмоциональной составляющей.
Важно: при создании комментария недостаточно просто найти и указать 2 примера из текста. Основная цель — проанализировать их в контексте произведения и позиции автора, дать собственную оценку происходящему, соблюдая этические нормы.
4. Цитирование. Сразу исключаем переписывание больших фрагментов текста. Этого делать ни в коем случае не нужно. Если вам необходимо процитировать текст, то лучше воспользоваться частичным цитированием. В этом случае будет достаточно нескольких слов или словосочетаний.
5. Соответствие обозначенной проблеме. Комментарий должен быть тесно связан с обозначенной проблемой, его задача — иллюстрировать отношение автора к проблеме. Он никак не может быть отвлечённым.
6. Фактическая точность. Здесь крайне важно ничего не выдумывать, потому что малейшая фактическая неточность в вашем комментарии сразу гарантирует оценивание в 0 баллов.
Резюме
В сочинении ЕГЭ по русскому языку написание комментария включает в себя три цели, которые ученик в идеале должен достичь:
- попытаться понять, почему автор писал именно о событии, происходящем в тексте;
- определить и доказать, как именно автор относится к проблеме;
- найти в тексте 2 примера, которые помогут вам доказать авторскую позицию и продемонстрировать своё отношение к ней.
Учитываем стиль исходного текста: почему это важно
Половина успеха в правильно написанном комментарии — внимательно прочитанный текст. Не бойтесь прочесть его несколько раз, если с первого раза он не слишком понятен.
Если перед вами художественный текст, то будьте готовы к тому, что в нём авторская позиция не будет выражена прямо. Скорее всего её необходимо будет вычленить из контекста. Это можно сделать, если проанализировать ситуации, поведение героев и используемые автором речевые обороты.
Итог будет таков: все средства, которые вы используете для понимания авторской позиции, и станут вашим комментарием.
Если вы видите перед собой публицистический текст, то важно следить за развитием мысли автора до момента, когда он сам приходит к какому-либо выводу. В этом случае вывод автора в вашем сочинении и будет авторской позицией.
Особенность публицистического текста в том, что по структуре он будет похож на сочинение ученика: в нём точно также ставится проблема, есть комментарий, но он не привязан к какому-либо тексту. В качестве комментария авторы могут использовать рассказы о различных фактах, цитировать известных людей, размышлять о смежных проблемах и сопоставлять разные мнения.
ТОП-3 мифа о написании комментария на ЕГЭ по русскому
Миф №1. Важно написать об актуальности проблемы.
Довольно большая часть учеников при написании комментария активно использует клише об актуальности проблемы. Например:
1. Обозначенная автором проблема задевает тонкие струны в глубине души читателя. Так и есть, проблема весьма серьёзна. Этот вопрос крайне часто поднимается во многих сферах жизни…
2. Актуальность данного вопроса невозможно оспорить. Автор смело поднимает одну из злободневных проблем, которая никого не оставляет равнодушной. В разной степени она касается любого из нас.
Как думаете, комментарий ли это? А вот и нет! Для эксперта, который будет заниматься проверкой, это не что иное, как переливание из пустого в порожнее, иными словами — «вода», информация ни о чём.
Будет здорово, если фраз про актуальность в вашем сочинении не будет вообще. Серьёзно. Потому что абсолютно все проблемы, которые обозначены в текстах для ЕГЭ, актуальны по умолчанию. И лишнее «хождение по кругу» на тему актуальности не будет нести никакой смысловой нагрузки. А вот эксперта рассердить вполне может.
Миф №2. Выдать позицию автора за собственное отношение к ней.
Часто выпускники совершают ошибки в формулировании собственного отношения к позиции автора. Недостаточно только формально написать о согласии или несогласии с позицией автора. Ваше собственное мнение должно быть сформулировано в отдельном предложении, в котором вы излагаете свои мысли, а не пересказываете то, что имел в виду сам автор. Не забывайте, что вам необходимо подкрепить свои рассуждения примером: используйте исторические факты, обращайтесь к цитатам и авторитетным мнениям, привлекайте жизненный или читательский опыт.
Миф №3. В комментарии не стоит писать номера предложений.
Напротив, можно и даже нужно это делать, чтобы проверяющий увидел вашу работу с текстом. Чёткие отсылки к нужным предложениям в этом помогут, они могут быть, например, в виде:
- Косвенной речи: Автор упоминает, что…
- Цитирования: «…».
- Номеров предложений: Автор говорит о таком-то факте (предложение 28).
В случае, когда вам рассказывают, что номера предложений писать запрещено и прочее, не торопитесь верить, потому что это, скорее всего, авторитарное желание что-нибудь запретить. И к реальной ситуации оно не имеет никакого отношения.
По сути, вы проводите аналитику того, что именно делает автор для точного донесения сути проблемы, для убеждения читателя в её значимости и важности. Это и есть ваш комментарий.
Сочинение ЕГЭ по русскому языку лишь на первый взгляд кажется сложным. Несколько тренировочных вариантов помогут вам всему научиться. Дерзайте! Мы в вас верим : )
Автор представляет аргументы с обоснованием и объективностью.