Как помочь ребёнку справиться со страхом, что ничего не получится
В ноябре 2020 мы провели вебинар с детским и подростковым психологом Анной Табаковой. На нём наши подписчики узнали: от чего зависит самооценка ребёнка, как отношение к ошибкам влияет на успехи в учёбе и жизни и что поможет унять волнение перед экзаменом. Всё важное из выступления Анны мы собрали в статье.
Самооценка ребёнка: как страх ошибки влияет на самочувствие и поведение
Боязнь допустить ошибку у детей и взрослых иногда вызывает заметные телесные реакции. Если стресс провоцирует у ребёнка тошноту, диарею, учащённое сердцебиение, затруднённое дыхание или озноб, ему нужна помощь. Признаки страха не всегда отражаются на здоровье.
Ребёнок, который боится сделать ошибку, часто отказывается пробовать себя в новых видах деятельности. Он хочет заниматься только тем, что у него уже хорошо получается. Особенно часто из боязни дети избегают коллективных мероприятий, где свидетелями промаха могут стать сразу много людей.
Почему ошибаться полезно
Страх сковывает не только тело, он ограничивает и интеллектуальные ресурсы человека. Тот, кто боится, не осмеливается на перемены, недополучает свежих впечатлений и лишается положительного опыта. Более смелые люди охотнее покидают зону комфорта и пополняют свой багаж практических навыков. Они допускают ошибки, но всё-таки чаще добиваются успеха.
Тот, кто боится ошибиться, лишает себя возможности расширить пространство положительного опыта. Ошибки будут в любом случае, но их значительно меньше. Без них невозможно представить эффективное обучение. Мы получаем знания, когда анализируем свои недочёты, и улучшаем навыки, когда исправляем ошибки. Весь процесс образования — это работа над ошибками. Тот, кто избегает промахов, упускает возможность научиться новому.
Какая похвала ослабляет самооценку
Ни один родитель не пытается специально подрывать самооценку своего ребёнка, однако иногда даже похвала бывает демотивирующей. Любое действие и слово родителя — это послание ребёнку о том, как ему воспринимать самого себя. Каждое послание несёт установку либо на фиксацию результата, либо на дальнейшее развитие.
Когда родитель даёт установку с фиксацией, ребёнок слышит: «Твои качества неизменны, и я тебя оцениваю». Установка на рост и развитие звучит так: «Ты развивающаяся личность, и я хочу, чтобы ты двигался вперёд». Истинное содержание похвалы не всегда легко распознать.
Как распознать установку с фиксацией
Рассмотрим, как звучит восторженная реплика довольного родителя и как на неё мог бы отреагировать ребёнок.
— Ты так быстро сделал уроки, какой ты умный!
— Значит, если я не смогу выучить уроки быстро, то я глупый.
— Только посмотрите на эту картину! Да у тебя талант! Ты просто Пикассо!
— У-у, мне не следует рисовать ничего сложного, иначе все увидят, что я никакой не Пикассо и что особых талантов у меня нет.
— Какая ты умница — получила пятёрку, хотя совсем даже и не готовилась!
— Стоит перестать готовиться, а то все заметят, что я не такая уж хорошая и умная без усилий, сама по себе.
При таких формулировках успех означает, что дети умны — тогда ошибки будут признаком глупости. Похвала приятна, но эффект от неё длится недолго. При малейшей трудности уверенность ребёнка улетучивается, а мотивация стремится к нулю.
Самооценка ребёнка: как хвалить и поддерживать правильно
Лучше отказаться от оценки ума и талантов ребёнка и сместить акцент на труд, который он вложил. Говорить не «ты отличный художник», а «я вижу, ты долго трудился над своей работой». Вместо «Маша у нас круглая отличница!» стоит отметить, как много и усердно школьница занимается ради высоких оценок.
Самооценка ребёнка может падать и после провалов и неудач. Например, после олимпиады по предмету, творческого конкурса или спортивного соревнования можно услышать:
— Твоё выступление нам понравилось больше, чем другие.
Неглупый ребёнок сразу распознает в этих словах неискренность.
— Тебе несправедливо не дали первое место!
Перекладывание вины на других не принесёт пользы ребёнку.
— Да спорт вообще не самое главное в жизни.
Такой фразой родители обесценивают то, что интересно ребёнку.
— У тебя есть всё, чтобы в следующий раз победить!
Такая формулировка несколько переоценивает способности ребёнка: не стимулирует тренироваться, а говорит «оставайся на том же уровне, и тебе повезёт».
Самый экологичный вариант — признать чувства ребёнка, сказать: «Я вижу, что ты разочарован, и я сочувствую тебе». После этого нужно дать понять, что вы верите в его способности и трудолюбие. Если постараться, в будущем он может показать более высокий результат.
Чтобы хвалить ребёнка правильно, нужно честно говорить о его сильных и слабых сторонах. Со временем он будет более реалистично оценивать свои ресурсы и понимать, что ему многое по плечу. Разобраться в этом поможет упражнение «Зато». Предложите ребёнку написать на листе своё негативное качество: например, «медленно читаю» или «теряю телефон» — тогда вы можете добавить «зато ты хороший друг». Потом вы пишете свою слабость, а ребёнок дописывает «зато…». В результате, помимо списка известных недостатков, у вас появится лист достоинств, благодаря которым самооценка ребёнка укрепится.
Комментарии 0