Работа по дому: надо ли заставлять ребёнка вам помогать

ребёнок не помогает по дому
Колонка эксперта Тетрики Светланы Лукки

Я представитель поколения советских детей. Наши родители много работали, потому о существовании домработниц и нянь мы знали лишь из классической литературы. Бытовые обязанности дети уверенно делили со взрослыми. Например, ходили за продуктами. Был дефицит, и к вечеру прилавки оказывались совсем пустые, поэтому добыть еду проще было днём. 

Сегодня идея детской помощи по дому осталась, а реальная потребность в ней во многих семьях отпала. У кого-то регулярно приходит домработница, которая хорошо моет пол и раковины. Появление пылесосов и удобных швабр сделало уборку простой в тех домах, где обслуживающего персонала нет. Дефицит в магазинах вообще пропал, и покупка продуктов сводится к поездке в супермаркет один-два раза в неделю. Поэтому когда родители заставляют делать ребенка что-то по дому, подобные просьбы выглядят искусственно. Дети воспринимают это как насилие и родительский произвол. Появляются обиды и взаимное недовольство. 

Зачем родители пытаются приобщить ребёнка к работе по дому

Давайте разберемся, для чего мы вообще приобщаем ребенка к бытовым вопросам. 

1. «Ну, он же должен делать что-то полезное!» 

Чаще приходится слышать именно такой ответ. И это что-то мы пытаемся придумать, потому что необходимости в его помощи объективно нет. В этот момент все проблемы и начинаются. Если мы хотим «что-то полезное» от ребёнка, то пусть это будет что-то, что принесёт всей семье радость и удовольствие. Десерт на семейный ужин. Экскурсионная программа по родному городу на 2 часа. Домашний концерт или лекция про динозавров с презентацией. Тогда он почувствует свою значимость, а вы получите новую информацию, приятную атмосферу семейного общения, вкусную еду. 

2. Регулярные обязанности

Если очень хочется, чтобы у ребёнка были регулярные обязанности (накрывать стол, мыть посуду или заправлять постель), то надо о них договориться. Например, ввести правило: он делает это каждый день (раз в неделю, три раза в год). Но здесь важно одно – никто другой не сделает его работу. И если он не заправил постель, а к старшему брату пришла девушка, то перед ней стыдно и брату, и виновнику ситуации. Если он не купил хлеб, то все ужинают без хлеба и т.д. Такой подход воспитает ответственность и даст почувствовать свое важное место в семье: «Если не я, то кто?»

3. Новые навыки

Если вы хотите просто научить ребёнка каким-то навыкам – печь пироги, забивать гвозди или рубить дрова, то лучше начинать это делать вместе. Детям очень ценно общение с родителями, и они с удовольствием включатся в любую деятельность, чтобы почувствовать единение со взрослым. 

Но здесь опять очень важно не выдумывать ничего, а отталкиваться от ваших собственных интересов и активностей. Если вы любите сажать цветы на даче, то вовлекайте в это ребёнка, делясь с ним собственным энтузиазмом. Если любите готовить – зовите ребёнка резать морковку или лепить пирожки. Но если вам какое-то занятие не по душе, то лучше не насиловать себя и ребёнка совместной деятельностью, потому что результат с большой вероятностью получится слабенький. 

В конце концов, самое главное – это сделать ребёнка частью семейной системы, помочь ему найти там свое место, почувствовать свою важность для всех остальных. Именно это воспитает в нем ответственность и самостоятельность. А выполнение домашних обязанностей будет приносить чувство гордости и удовлетворения.