Почему детям полезно бездельничать

бездельничать

Если внимательно присмотреться к школьникам, то можно заметить: одни еле успевают совмещать учёбу и домашку, другие — только и делают, что курсируют от репетитора в музыкалку, из школы на тренировку. Когда же они успевают бездельничать?

Почему дети такие разные, и как понять, что можно требовать от своего школьника? Рассказываем, как распознать перегруз у ребёнка и вовремя дать ему отдохнуть.

Что происходит с мозгом во время отдыха

Главный орган любого ученика — мозг. Он трудится круглые сутки и отдыхает не ночью, а в течение дня. Не зря говорят, что отдых — это смена деятельности. В зависимости от вида нагрузки: движение, чтение, уборка, заучивание слов на английском включаются разные зоны мозга. Поэтому чтобы дать двигательному отделу отдохнуть, нужно принять статичную позу и, например, почитать. После восприятия новой информации наоборот полезно прогуляться, помыть пол или сходить в спортзал.

Исследователи выделяют три основных состояния головного мозга: оперативный покой, выявление значимости стимулов и работу с информацией. Если мозг занят восприятием материала, другие системы выключены. Если он оценивает разные варианты и выбирает, что сейчас важно, то он не в покое и не структурирует данные. Наконец, в состоянии оперативного покоя — его ещё называют дефолт-системой — ум блуждает, человек будто ни о чём не думает. Это и есть настоящий отдых.

Как мы уже сказали, мозг трудится без остановки, так что и отдых в каком-то смысле работа. Пусть человек ничем не занят в режиме оперативного покоя, но в мозгу происходят важнейшие процессы. Именно дефолт-система мозга помогает осознать и упорядочить все воспоминания и впечатления прошедшего дня, разобраться с эмоциями и решить, как выстраивать отношения с окружающими.

В состояние оперативного покоя школьник может впасть даже во время выполнения домашних заданий, а также за обедом или в школе. Вроде бы он погружается в свои мысли, но в то же время ни о чём не думает. Если ребёнок постоянно входит в это состояние, стоит насторожиться и пересмотреть его нагрузку.

Бездельничать — хорошо или плохо?

Залипание в гаджетах, рассеянность, забывчивость ребёнка могут указывать на нехватку свободного времени. Важно помнить, что школа сложна не только учебной программой, но и социально-эмоциональной нагрузкой. Постоянно общаться с множеством людей, выполнять требования разных взрослых, решать учебные задачи и мелкие конфликты энергозатратно.

В младшей школе почти каждый ребёнок подвержен стрессу. При этом одни ребята успевают восстановить силы, перезагрузиться, пока посещают кружки. А другим не хватает даже просто побыть дома. Поэтому следует прислушиваться к мнению школьника. Если он отказывается ходить на секцию или в какой-то день хочет пропустить, например, репетицию хора. Бездельничать — не менее полезно.

Признаки перегруза у школьника легко заметить: дети часто жалуются на свою тяжёлую жизнь, всё делают медленно и печально, страдают головными болями, по ночам видят кошмары, начинают грызть ногти или крутить волосы. Чтобы этого избежать, не сравнивайте нагрузку ребёнка с количеством занятий у его одноклассников. Ориентируйтесь только на ощущения вашего школьника. Он должен не просто «вывозить» школу и кружки, но и радоваться жизни. 

Если ребёнок с трудом справляется с нагрузкой, позвольте ему отдохнуть. В критической ситуации можно забрать ученика из школы на неделю и дать вволю побездельничать дома. Ничего невосполнимого в школе за это время не изучат, а ребёнок сможет восстановиться и поймёт, что вы действительно заботитесь о его состоянии.

Будьте бдительны, не дожидайтесь последнего момента. Если видите, что ребёнок не высыпается, часто в плохом настроении, предложите ему устроить выходной среди недели или напишите записку учителю, что уроки не сделаны по семейным обстоятельствам. Подумайте вместе, что можно убрать из школьного расписания или списка дополнительных занятий.

Можно ли отдыхать с гаджетом в руке?

Когда мы смотрим видео или создаём свой цифровой контент, мозг трудится. В состояние покоя он может войти, если послушать музыку или пройти несложную видеоигру. Получается, телефон — бесполезная трата времени. Да, можно увидеть несколько смешных роликов, но это не снизит тревогу и утомление.

Врачи советуют младшеклассникам проводить перед экраном телевизора или смартфона менее двух часов, а старшим школьникам — менее трёх часов в день. Но что делать, если ребёнок постоянно сидит в телефоне? Научите его другим способам восстанавливать свой ресурс: с помощью спорта, творчества и живого общения.