

Как получить максимум баллов за сочинение ЕГЭ-2026 по русскому языку
Сочинение — самое трудозатратное задание на ЕГЭ-2026 по русскому языку. А ещё оно весит почти половину от всех баллов. В статье разбираемся — как написать сочинение, за которое точно поставят максимум.
Что изменилось в сочинении по русскому на ЕГЭ-2026
В 2026 года произошли небольшие изменения:
При оценивании грамотности речи исключён особый подход к оцениванию работ, объём которых составляет 100–149 слов. Если в сочинении 149 слов или меньше, такая работа оценивается 0 баллов по всем критериям. Внимательно считайте слова на экзамене.
Еще одно изменение связано с критерием «Логичность речи» (К5). Увеличено количество допустимых логических ошибок для получения 1 балла до 2.

Структура сочинения: как получить максимум баллов
Главный ключ к написанию сочинения — знание структуры. Ниже разберём, из чего должен состоять текст и на что обратить особое внимание. В качестве примера будем обращаться к сочинению из методических рекомендаций от ФИПИ (25 страница).
1️⃣ Введение. Первый абзац, где нужно обязательно указать заявленную проблему и написать фразу-связку для перехода к следующему абзацу.
2️⃣ Позиция автора. По сути, в этом абзаце нужно ответить на вопрос, поставленный в задании. Только не самостоятельно, а найти мнение автора в тексте и верно сформулировать его. Обязательно используйте клише вроде «По мнению автора…» или «Автор убеждён, что…». Последнее предложение — фраза-связка, которая подведёт к примерам.
3️⃣ Примеры из текста. Нужно привести два примера, которые помогут раскрыть мнение автора. Аргумент не должен ограничиваться пересказом или цитатой. Чтобы получить максимум баллов, необходимо также проанализировать пример — в конце каждого из абзацев написать мини-вывод, который будет начинаться с фраз вроде «Так автор показывает…» или «Автор подводит нас к мысли…».
4️⃣ Связь примеров. Это отдельный абзац, где нужно прописать, как взаимосвязаны приведённые примеры: они дополняют друг друга, противопоставлены, один — следствие другого и т. д. В первом предложении пишем тип связи, во втором — объясняем, почему он именно такой.
5️⃣ Ваше отношение к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме. Здесь соглашаемся или не соглашаемся с автором. А после аргументируем своё мнение. Легче будет согласиться: обычно тексты на экзамене поднимают высокоморальные вопросы, против которых тяжело выстроить убедительную аргументацию.
Как только выразили согласие, выделяем 3–4 предложение для примера. Здесь можно сослаться на личный опыт или обратиться к литературе, истории, культуре. Какой именно аргумент писать — решать вам. Но помните, что если берёте пример из романа, фильма или спектакля, нужно будет верно указать автора/режиссёра и название, а для исторических событий — не допустить ошибки в датах и участниках.
6️⃣ Вывод. Последний абзац, где нужно обобщить всё вышесказанное и вновь ответить на вопрос в задании — но другими словами.
Критерии и типичные ошибки: где теряют баллы
Мы уже подробно разбирали критерии в другой статье. Можете почитать про каждый — всего их 10. Здесь расскажем, за что чаще всего снимают баллы и как этого избежать.
К1. Отражение позиции автора (1 балл). Если не сформулировать мнение автора, то тут же теряется ещё 5 первичных баллов (за 2-й и 3-й критерии). Часто ученики:
- обозначают авторскую позицию слишком широко. Чем чётче будет формулировка, тем лучше. Вполне хватит одного-двух предложений;
- подменяют мнение автора цитатой. Цитировать во втором абзаце можно, но делать это нужно осторожно. А ещё обязательно добавить пояснение — вы должны показать, что поняли текст.
К2. Комментарий к проблеме (3 балла). Здесь нужно не потерять ни одну структурную часть: пример из текста, пояснение, мини-вывод. Частые ошибки:
- пересказ или сплошное цитирование. Чтобы привести пример, нужно сослаться на текст, но одного пересказа или цитаты недостаточно: не забудьте пояснить примеры 1–2 предложениями;
- не проанализирована связь между примерами. Не зря для этого выделяют отдельный абзац. Нужно обязательно прописать тип связи и объяснить свой выбор. Достаточно будет и простого «примеры дополняют друг друга», главное — написать, как именно.
К3. Отношение к позиции автора (2 балла). Здесь школьники иногда забывают написать аргумент или начинают «притягивать за уши» первый пришедший в голову пример. Если не можете вспомнить ничего из истории или культуры, пишите про жизненный опыт (свой, друзей, родственников), даже если он не совсем правдивый. Главное, чтобы звучало правдоподобно. Эксперт легко зачтёт аргумент, если в сочинении про самоотверженность вы расскажете историю, как полезли на дерево за котом. Но засомневается, если прочитает, как вы в 16 лет работали на скорой.
К4. Фактическая точность речи (1 балл).
По этому критерию можно потерять баллы, если исказить имена, фамилии, даты, названия произведений и другие факты. Часто выпускники забывают инициалы писателей, путают героев, не могут вспомнить дату вплоть до года. Универсальный совет: не помните — не пишите. Приведите аргумент, в котором будете уверены на 100%.
К5. Логичность речи (2 балла). Здесь можно потерять баллы, если начать слеплять несколько пунктов в один абзац, вовсе не разделить текст на абзацы или потерять фразы-связки. Чтобы избежать этого, выучите структуру (7 абзацев) и клише.
К6. Соблюдение этических норм (1 балл). Балл снимут, если:
- допускать чересчур критические высказывания. Например, использовать эмоционально-оценочную лексику вроде «глупый», «уродливый», «задачка» и т. д.;
- «тыкать» эксперту. Лучше избегать таких конструкций, как «Если ты…, то ты…»;
- оскорблять автора текста или героев;
- обращаться к материалам, запрещённым в РФ. Например, приводить в качестве аргумента книги иноагентов. Если не уверены, внесён ли автор в реестр, лучше подберите другой пример.
К7-К9. Грамотность: орфография, пунктуация, грамматика (на каждый — по 3 балла). Здесь у всех свои ошибки: кто-то неуверенно расставляет запятые, а кто-то неправильно спрягает глаголы. Основные рекомендации:
- заменяйте слова и конструкции, в которых не уверены;
- не пишите слишком длинные предложения;
- несколько раз внимательно прочитайте текст, прежде чем сдавать работу.
К10. Соблюдение речевых норм (3 балла). Баллы нередко снимают из-за:
- повторов. Не нужно придумывать десять синонимов для слова «позиция», но и ставить одно и то же слово в двух предложениях подряд — тоже;
- ошибок в фразеологизмах и устойчивых выражениях. Чаще всего ученики путаются во фразах «ставить проблему», «поднимать вопрос», «играть роль», «иметь значение»;
- стиля. Сочинение нужно писать в нейтральном стиле, а значит избегать канцеляризмов, архаизмов, сленга и англицизмов.
Как подготовиться за месяц
До экзаменов осталось совсем немного времени, и сейчас главное — не паниковать. При грамотном подходе месяца достаточно, чтобы подготовиться к сочинению и уверенно набрать баллы. Вот пошаговый план, как это сделать ⤵︎
📌 Изучите критерии оценивания и методические рекомендации от ФИПИ
Это поможет понять, чего именно ждут эксперты. Критерии вы найдёте в демоверсии или нашей статье, рекомендации для подготовки — в разделе «Навигатор подготовки».
📌 Читайте примеры сочинений
Посмотрите, как пишут сильные работы: как формулируется позиция автора, строится аргументация, оформляется комментарий. Лучше анализировать проверенные примеры с баллами и разборами, например, смотреть эфиры экспертов ЕГЭ.
📌 Выучите структуру
Если будете чётко знать, сколько писать абзацев и о чём каждый из них, не растеряетесь на экзамене.
📌 Запомните клише
Клише — это речевые шаблоны, которые помогают начать абзац и логично перейти от мысли к мысли. Выучите 10–15 фраз — и страх белого листа пропадёт сам собой. В интернете есть множество таблиц с подходящими клише.
📌 Пишите сами — сколько успеете
Практика — лучший способ закрепить знания. Постарайтесь написать хотя бы 4–5 сочинений за месяц. Темы можно взять из демоверсии, методических рекомендаций или на сайте Решу ЕГЭ. Обязательно просите кого-то проверить тексты — это поможет увидеть слабые места.
📌 Почитайте короткие рассказы
Чем больше аргументов загрузите в голову, тем, разумеется, легче будет подобрать подходящий. Лучше берите тексты классиков, например: Бунина, Чехова, О. Генри, Куприна. У этих авторов много лаконичных, а также глубоких рассказов, которые легко использовать в качестве аргументов.
📌 Обратитесь к репетитору
Самостоятельно подготовиться можно, но с преподавателем — быстрее и эффективнее. Наши репетиторы помогут разобраться со структурой сочинения, проверят ваши работы и дадут персональные рекомендации для получения максимальных баллов.
Первый урок — бесплатный! На нём вы получите:
- оценку текущего уровня знаний ребёнка;
- индивидуальные рекомендации по улучшению результатов и план развития под ваши учебные цели;
- а также сможете познакомиться с нашей онлайн-школой и получить ответы на любые вопросы.
Записывайтесь по форме и начните подготовку уже сегодня ⤵︎



Комментарии 0