Подросток-интроверт — нужно ли беспокоиться, если у ребёнка нет друзей
Большинство детей в подростковом возрасте заводят новые связи и верных друзей. Они много гуляют и общаются со сверстниками в школе, на кружках по интересам, во дворе. Однако не все из них социально активны, в особенности, если это — подросток-интроверт. Стоит ли родителям беспокоиться, если ребёнок сидит дома и не хочет ни с кем общаться? Об этом рассказываем в статье.
Подросток-интроверт: почему у ребёнка нет друзей
Причин, по которым подросток всё ещё не обзавёлся приятелями, может быть несколько. От безобидных, например, вы недавно сменили школу или место жительства, и ребёнок ещё не успел установить новые социальные связи, до серьёзных — депрессии или буллинга.
Основные причины, которые мешают сверстникам заводить новых друзей:
- низкая самооценка:
- слабые социальные навыки;
- стеснительность;
- завышенные ожидания;
- агрессия и недружелюбное поведение.
Нужна ли подростку помощь взрослых
В подростковом возрасте дети неохотно обращаются за помощью и поддержкой к родителям — им кажется, что с проблемами проще справиться самостоятельно. Если подросток-интроверт не обращался напрямую с просьбой помочь ему найти новых друзей, сперва стоит разобраться, насколько ему нужна ваша помощь и как она должна выглядеть.
Поговорите с ребёнком о его текущей ситуации: узнайте, с кем он общается, есть ли сейчас люди, которых он считает друзьями, что они делают вместе. Попросите оценить его дружеские отношения по шкале от одного до десяти. Один будет означать полное недовольство количеством друзей и качеством отношений с ними. А десять — полную удовлетворённость.
Если ребёнок поставит своим дружеским отношениям оценку семь и выше — значит, его вполне удовлетворяет социальная жизнь на данный момент. Если же она ниже шести — вероятно, ему требуется помощь в том, чтобы с ней разобраться.
Отделите собственные ожидания от эмоций подростка. Если у вас в юности была большая компания приятелей, собственный ребёнок, сидящий дома как сыч, может вызывать у вас самые разные эмоции от раздражения до отчаяния. Важно помнить, что на эмоциональном уровне подросток может воспринимать ситуацию совсем не как родители.
Взрослый может быть экстравертом, который получает жизненную энергию из общения с другими людьми. А ребёнок — интровертом, которого наоборот утомляет слишком частое и продолжительное общение. Прежде чем бросаться на помощь подростку — узнайте, что он чувствует по этому поводу.
Определите потребности ребёнка. Возможно, подросток не знает, где искать новые знакомства и как их заводить. Или у него уже есть круг общения, но он не понимает, как сблизиться со своими знакомыми и превратить их в хороших друзей. Выясните, чего ребёнок ожидает от дружеских отношений, и какие сложности тревожат его больше всего. Так вы будете точно знать, как его поддержать.
Как родители могут помочь ребёнку найти друзей
У некоторых детей получается заводить друзей легко и непринуждённо — они везде находят свой круг общения: в школе, во дворе, в спортивной секции или летнем лагере. Другим же это даётся сложнее — и в этом случае подросткам может потребоваться помощь.
Запишите в кружок/на занятия, которые ему интересны. Если подросток проводит большую часть времени в школе и дома, возможно, ему нужно расширить круг своего досуга. Лучше всего это сделать среди единомышленников.
Используйте интересы и хобби ребёнка, чтобы найти ему подходящие внеучебные занятия. Это может быть спортивная секция, творческий кружок, научный клуб или любая другая организация, где он начнёт общаться со сверстниками на общую тему. Это не обязательно должно касаться обучения или приобретения новых полезных навыков. Например, клуб ролевиков или поклонников компьютерных игр тоже подойдёт, если там подростку будет комфортно.
Поддержите комфортный формат социализации. Кому-то проще общаться с окружающими лично, кто-то предпочитает переписки, а кто-то вообще не любит общаться и чувствует себя увереннее во время совместной деятельности — в работе над общими проектами или игрой в одной спортивной команде. Определите, какой формат комфортен для ребёнка, и предложите ему двигаться в этом направлении.
Подтяните навыки коммуникации. Умение общаться — это навык, который можно развить. Если подросток-интроверт много времени проводит в одиночестве, возможно, ему сложно заводить «лёгкие беседы» со сверстниками. Причина — он не умеет это делать.
Чтобы решить проблему, предложите ребёнку попрактиковаться на вас. Говорите с ним не только на тему сделанных уроков и мытых рук. Обсуждайте различные вопросы, шутите, спорьте, обменивайтесь мнениями. Чем чаще и непринуждённее будут ваши разговоры, тем проще ребёнку будет продемонстрировать свои коммуникативные навыки в общении с незнакомыми людьми.
Ещё несколько полезных советов
Научите ребёнка быть собой. Эта рекомендация звучит легко только на словах, а на деле за ней стоит не один разговор, а многолетний труд над воспитанием внутренней свободы и здоровой самооценки. Подростки нередко пытаются мимикрировать под окружающую среду. Они начинают носить причёски и одежду, которую носят все, увлекаются тем же, чем и большинство их сверстников, — даже если им это не нравится.
Если вы заметили, что подросток-интроверт постоянно пытается меняться, чтобы лучше вписаться в компанию новых друзей, — возможно, ему стоит поработать над принятием себя и самовыражением. Так он сможет найти людей, которые будут ценить его таким, какой он есть, а не таким, каким пытается казаться.
Объясните ценность дружбы. Дружеские связи важны, однако их качество превыше их количества. В погоне за новыми друзьями ребёнку необходимо понимать, что найти одного хорошего друга намного лучше, чем много плохих. Вы можете показать подростку примеры здоровых дружеских отношений: из собственной жизни, книг, фильмов или мультфильмов.
Обсудите с ребёнком, какие дружеские отношения можно считать здоровыми и гармоничными, а какие нет. Проговорите, какого отношения и каких поступков стоит ждать от хороших друзей. Но старайтесь не идеализировать их.
Укрепите свои отношения с ребёнком. Дети редко хотят дружить со своими родителями. И задача взрослых не в том, чтобы заменить своему ребёнку общение со сверстниками. Однако, если подросток-интроверт на данном этапе испытывает сложности, можете поддержать его и напомнить, что вы всегда на его стороне. Готовность выслушать проблемы подростка и прийти на помощь в трудной ситуации — важный критерий при выстраивании доверительных отношений.
Не спешите с суждениями. Нередко родители сами не замечают, как вмешиваются в дружеские отношения детей. Это проявляется непрошенными мнениями, критическими замечаниями и недовольными комментариями. Возможно, не все друзья детей будут вам нравиться. Однако не забывайте, что намного важнее не то, как они выглядят и себя ведут. Главное — какие эмоции они приносят вашему ребёнку, какие отношения между ними складываются.
Подросток-интроверт: мнение психолога
Мы поговорили с психологом Алиной Егоровой и узнали её мнение об этой теме.
1) Быть интровертом — это плохо или нет? Почему?
«Быть интровертом это не хорошо и не плохо. Интроверты и экстраверты обладают разными характеристиками и качествами. Каждый из них имеет свои сильные и слабые стороны. Интроверты, например, часто глубоко мыслят. Они лучше сосредотачиваются на одном деле и более самостоятельны в работе, чем экстраверты. Но им может быть сложно начать разговор первыми, установить контакт с незнакомыми людьми и проявлять инициативу в некоторых ситуациях.
Не нужно делать выводы о том, какой тип личности лучше или хуже. Необходимо понимать, что каждый человек уникален и обладает своими особенностями. В наших силах осознать преимущества собственного типа личности и использовать их, чтобы достичь поставленных целей. Но в то же время возможно работать над аспектами, которые находятся вне нашей зоны комфорта.
Вывод: важно не фиксироваться на понятиях «хорошо» или «плохо», а стремиться к личностному росту и развитию».
2) Как научить ребёнка поддерживать межличностные отношения?
«Важно с раннего возраста обучать ребёнка навыкам общения и эмпатии. Родители должны демонстрировать хорошие примеры коммуникаций, научить уважению к другим людям и их чувствам. Также можно играть с детьми в игры, развивающие социальные навыки. Например, в разделение игрушек или ролевые игры. Не менее важно научить ребёнка решать конфликты и находить компромиссы. Показывайте, как устанавливать личные границы в отношениях на своём примере. Безусловно, научить ребёнка поддерживать межличностные отношения может быть вызовом. Но с помощью терпения и грамотных примеров — это вполне возможно».
Если ребёнку сложно общаться со сверстниками и взрослыми, можно попробовать индивидуальные занятия с репетитором. Опытные специалисты найдут подход к ученику, смогут расположить его к себе и заинтересовать учёбой 💜
Комментарии 0