Обложка поста
Автор: Команда Тетрики
Просмотры

Корни с чередованием в русском языке

Учебник Время чтения: 4 мин.

В русском языке существует три типа корней. Есть корни с непроверяемыми гласными, которые встречаются в словарных словах. Есть корни с проверяемыми гласными. Чтобы правильно написать гласную, нужно подобрать однокоренное слово, в котором эта гласная окажется под ударением. Третья группа — корни с чередованием.

Чередующиеся гласные в корне — явление, подразумевающее сменяемость гласных «и»/«е», «а»/«о» в формах одного слова или в однокоренных словах. На выбор гласной оказывают влияние разные условия:

  1. наличие суффикса –а- или его отсутствие;
  2. конечная буква корня;
  3. место постановки ударения;
  4. смысл.

Вот об этих корнях и поговорим в статье.

Чередования, где буква зависит от ударения

1. К этому типу чередования относятся корни -гар-/-гор-.

Под ударением: -га́р- (га́рь, зага́р).

Без ударения: -гор- (угоре́ть,подгоре́лый).

В исключения попадают специальные и диалектные слова: и́згарь, вы́гарки, при́гарь.

2. От ударения зависит также выбор гласной в корнях -зор-/-зар-.

Под ударением пишется гласная в соответствии с произношением: за́рево, зо́ри.

Без ударения: -зар- (зарни́ца, озаря́ть).

И в этих корнях есть исключение: зорева́ть.

3. В корнях -клан-/-клон- под ударением гласную выбираем в соответствии с произношением: кла́няться, покло́н.

Без ударения — о: поклони́лся.

4. В корнях -твар-/-твор- под ударением пишется та же гласная, что и произносится: тво́рчество, тва́рь.

Без ударения — о: сотвори́ть, твори́тельный падеж.

Исключение: у́тварь.

Корни с чередованием, которые зависят от наличия суффикса -а-

1. В эту группу входят корни -лаг-/-лож-.

Если в слове нет суффикса -а-, то пишется -лож- (предложение, изложение, отложить, положить).

Перед суффиксом -а- в корне появляется А: -лаг- (слагаемое, безотлагательный, прилагательное)

2. То же самое наблюдаем в корнях -кас-/-кос-.

Без суффикса -а- пишем -кос- : прикоснуться, коснувшийся.

Перед суффиксом -а- будет -кас- : прикасаться, касательная.

3. Корни -бер-/-бир-, -дер-/-дир-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, -блест-/блист-, -жег-/-жиг-, -стел-/-стил-, -чет-/-чит- также можно проверить суффиксом -а-.

Перед суффиксом -а- пишем «и»: замирать, блистать, сжигать, запирать, стирать, вычитать, расстилать.

Если суффикса -а- нет, следовательно, пишем «е»: беру, деру, выжегший, блестеть, вычет, расстелить.

Исключения: сочетать, сочетание.

4. Ещё одна группа чередований, зависящая от суффикса -а- : а(я) и им, а(я) и ин.

В этих корнях части ИМ и ИН пишутся при наличии суффикса -а-. Если его нет, соответственно, пишем -а- или -я-: сжать — сжимать, обнять — обнимать, начать — начинать.

В производных формах -им- сохраняется, даже если дальше нет суффикса -а-, к примеру: сниму, сними, подниму, подними и т. д.

Влюбляем в обучение на уроках в онлайн-школе Тетрика
Оставьте заявку и получите бесплатный вводный урок

Чередования гласных в корне, зависимые от последующих согласных букв

1. Эта группа включает корни -рос-/-раст-/-ращ-.

Пишем «о», если на конце «с»: рос (водоросли, недоросль, заросли).

Исключение составляет слово отрасль и слова, образованные от него: отраслевой, межотраслевой, многоотраслевой.

Пишем «а», если на конце «ст» или «щ»: ращ (ращу, выращенный, наращение); раст (вырастить, растительность, дикорастущий).

Исключения: росток, ростовой, ростовщик, вырост, выростной, выросток, заросток, прорость, подростковый.

2. От согласных написание безударных гласных зависит также в корнях  -скак-/-скоч-.

Перед к пишется а: поскака́ть. Перед чо: подскочи́ть.

Исключения: скачо́к, скачу́.

Чередования гласных в корне, зависимые от значения

1. Один из таких случаев — корни -равн-/-ровн- :

-равн- пишем, если есть значение «равный, одинаковый, наравне» (уравнение);

-ровн- — при значении «прямой, ровный, гладкий» (выровненная поверхность).

Примеры: подравнять зарплаты двух специалистов (сделать равными) — подровнять волосы (сделать ровным).

К исключениям относится «равняйсь!».

2. При чередовании -мак-/-мок- :

мак- пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость»: макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила, макание;

мок- — при значении «пропускать жидкость»: намокнуть под дождем, промокну́ть написанное, непромокаемый плащ.

3. Написание корней -крап-/-кроп зависит и от смысла, и от ударения.

Без ударения: кроппишется в словах со значением «покрывать каплями, брызгами»: кропить, кропление  (от кропить), окропить, окроплённый, окроплять; -краппишется в словах со значением «покрывать мелкими пятнышками, точками»: краплёный, крапление , вкрапление.

Под ударением пишется только -крап: к примеру, крапать, крапина, крапинка, вкрапить, вкрапленный, крап.

Корни с чередованием, которые нужно запомнить

К ним относятся корни -плав-/-плов-/-плыв:

  1. -плав- — как под ударением, так и без него;
  2. -плов- — в словах пловец и пловчиха;
  3. -плыв- — в слове плывуны (это насыщенные водой грунты).
корни с чередованием
Как вам статья?
Реакция 1194
Реакция 189
Реакция 178
Спасибо! Ваш комментарий отправлен на модерацию

Комментарии 34

    comment-user-avatar
    Ученик
    9 декабря 2024, 23:14

    Отлично, всё помогло))

    2
    1
    comment-user-avatar
    Захар
    8 декабря 2024, 15:29

    Спасибо большое, очень помогло

    comment-user-avatar
    Лев
    5 декабря 2024, 10:24

    Спасибо, я повторил перед контрольной

    comment-user-avatar
    Влада
    2 декабря 2024, 19:20

    Огромное спасибо за статью!
    Очень помогло 🙂

    5
    1
    comment-user-avatar
    Опа
    12 ноября 2024, 19:28

    Большое спасибо! Я наконец-то разобралась

    14
    4

Оставить комментарий

Подпишитесь
и получите подарки
Декор элементы
онлайн-школа для детей и подростков 1-11 класс

Онлайн-школа Тетрика

Преподаватели ‒ эксперты

Подбираем репетитора под любые цели. Уроки ведут действующие эксперты ЕГЭ, кандидаты наук с опытом работы от 5 лет. Преподаватели английского языка имеют международные сертификаты: CAE, IELTS, TKT, CELTA, TESOL

Декор элемент Декор элемент Декор элемент

Декор элемент Занимайтесь, где
угодно и когда удобно

Составим индивидуальный план подготовки и гибкое расписание — можно учиться из любого места и совмещать со школой или работой

Декор элемент Контроль качества занятий

Методисты Тетрики следят за всеми занятиями, фиксируют прогресс учеников и оценивают качество онлайн-уроков. А репетиторы отправляют обратную связь родителям после каждого урока

Декор элемент Интерактивная платформа

Удобный инструмент для онлайн-занятий по всем школьным предметам

Декор элемент

Наши преподаватели

Попробуйте первое бесплатное занятие с одним из наших преподавателей

Попробуйте бесплатно занятие в онлайн-школе Тетрика

Пробное занятие по любому школьному предмету, подготовке к ЕГЭ и ОГЭ или поступлению в первый класс
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и даёте согласие на обработку ваших персональных данных
Произошла ошибка, попробуйте позднее.