Дополнение: второстепенный член предложения
Разбор предложения по членам — одно из ключевых умений, необходимое для понимания грамматики русского языка. В этой статье поговорим о дополнении — второстепенном члене предложения. Дополнение начинают изучать в 4-м классе, а позже возвращаются в старших классах, углубляя знания.
Что такое дополнение
Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, на который направлено действие. Например: звоню маме, ищу друга.
Дoполнение отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного) и подчёркивается пунктирной линией.
Вопросы косвенных падежей
Чем выражено в предложении
Прямое дополнение
Прямое дополнение — это дополнение, выраженное формой винительного (реже родительного) падежа без предлога. Таким образом, в прямом дополнении используются только переходные глаголы.
Рассмотрим примеры:
1. Прямое дополнeние выражено существительным или местоимением в В. п.:
- Сегодня Алиса встретила его по пути в школу.
- Я часто помогаю маме с уборкой.
2. Прямое допoлнение выражено существительным в Р. п. при наличии отрицания:
- Максим не понял вопроса, поэтому спросил преподавателя ещё раз.
3. Прямое дополнение выражено неодушевлённым существительным в Р. п. и используется со словами «жаль»/«жалко»:
- Жаль времени, потраченного впустую.
4. Прямое дополнение выражено существительным в Р. п., которое обозначает часть от целого:
- Настя взяла себе целую тарелку фруктов.
Косвенное дополнение
Косвенными дополнениями считаются те, что не относятся к прямым. В этом случае дополнения связаны с главным словом с помощью предлога или выражены частями речи в косвенных падежах:
- Артур не успел подготовиться (к чему?) к контрольной работе.
- Отец был рад (чему?) победе сына на региональном чемпионате по баскетболу.
Синтаксис — один из самых сложных разделов русского языка. Для успешного выполнения синтаксического разбора важно уметь определять все члены предложения. Этот навык пригодится не только на контрольных работах, но и на экзаменах по русскому языку. Теперь проверьте свои знания на практике.
Упражнения для самопроверки
Найдите дополнения и определите, чем они выражены:
- Мы поручили старшим организовать встречу.
- Максим отдал три ручки своим одноклассникам.
- Я прочитал написанное и решил изменить последний абзац.
- Они посоветовали Анне подождать ещё немного.
- Костя уже давно хочет съездить в гости к бабушке с дедушкой.
Проверьте себя!
1. Мы поручили старшим организовать встречу.
- Старшим (выражено прилагательным в роли существительного).
- Организовать встречу (выражено инфинитивом и существительным).
2. Максим отдал три ручки своим одноклассникам.
- Три ручки (выражено сочетанием числительного и существительного).
- Одноклассникам (выражено существительным).
3. Я прочитал написанное и решил изменить последний абзац.
- Написанное (выражено причастием).
- Изменить абзац (выражено инфинитивом и существительным).
4. Они посоветовали Анне подождать ещё немного.
- Анне (выражено именем существительным).
- Подождать (выражено инфинитивом).
5. Костя уже давно хочет съездить в гости к бабушке с дедушкой.
- К бабушке с дедушкой (выражено неделимым словосочетанием).
Если у вашего ребёнка возникли трудности, записывайтесь на бесплатный вводный урок к нашим репетиторам по форме ниже. Они доступным языком объяснят самые сложные темы и подготовят к контрольным работам и экзаменам 💜
Комментарии 0