

Дети без спроса берут чужие вещи: что с этим делать родителям
Каждый родитель может столкнуться с ситуацией, когда ребёнок берёт чужую вещь без разрешения. Будь то игрушка друга, конфета из магазина или вещь, принадлежащая члену семьи. Такое поведение вызывает у взрослых тревогу, стыд или даже гнев. В статье разбираемся, почему дети могут брать чужие вещи без спроса и как на это реагировать ⤵
Почему дети берут чужие вещи
Если ребёнок без разрешения взял чужую вещь или схватил шоколадку на кассе, это ещё не значит, что он намеренно хотел принести вред. Часто дети поступают так не из корыстных целей, а по другим причинам ⤵
— Непонимание социальных норм
Ребёнок младшего возраста ещё не разделяет вещи на свои и чужие. Он может взять ведёрко из песочницы просто потому, что оно ему понравилось. Малыш не осознаёт, что это плохой поступок и что своими действиями он может расстроить хозяина вещи.
— Недостаток самоконтроля
Детям сложно удерживать возникающие импульсы. Если ребёнок увидел крутую игрушку, и ему захотелось точно такую же, он может без спроса забрать вещь и осознать последствия своего поступка только спустя время. Сильные эмоции просто не позволяют подумать, прежде чем принять решение.
— Желание восстановить справедливость
Огорчённый ребёнок может попытаться расстроить обидчика, забрав какую-нибудь ценную для него вещь. Например, незаметно отобрать любимую ручку у одноклассника, с которым они не поладили.
— Выплеск эмоций
Если ребёнку запрещают проявлять негативные эмоции: злиться, спорить, повышать голос, он может выражать подавленную агрессию, беря вещи без спроса. В таком случае школьник просто не знает, как по-другому выразить своё несогласие и обиду.
— Зависть
Дети и подростки часто хвастаются обновками и определяют статус друг друга, основываясь на обладании теми или иными предметами. Если ребёнок не может заполучить вещь другими способами, он может попытаться забрать её.
— Привлечение внимания
Когда ребёнок сталкивается с равнодушием, он может намеренно совершить плохой поступок, чтобы обратить на себя внимание. Дети намного хуже переносят безразличие, чем порицание или наказание.
— Стремление утвердиться в группе
Если в компании рискованные поступки считаются чем-то крутым, ребёнок может совершать их, чтобы ощутить принадлежность к коллективу. Иногда подростки даже решаются украсть что-то «на спор», чтобы доказать свою смелость. Также дети нередко пытаются заслужить любовь и уважение сверстников подарками. И если не могут купить их самостоятельно, без спроса берут деньги или вещи родителей.
— Демонстрация независимости
В 11–15 лет дети стараются доказать свою взрослость. Нарушая правила, они демонстрируют способность самостоятельно принимать решения. И если один подросток не зайдёт дальше прогулов или плохих оценок, то другой может обзавестись вредной привычкой или даже совершить противозаконный поступок.
Как реагировать родителям
Если вы столкнулись с ситуацией, когда ребёнок забрал вещь у вас или знакомого без спроса, прежде всего нужно усмирить эмоции и постараться отреагировать спокойно.
1. Не обвиняйте. Не нужно сразу ругать ребёнка или называть его вором. Во-первых, вы пока не знаете всех обстоятельств произошедшего. А во-вторых, если повесить на ребёнка ярлык, он может оправдать его впоследствии.
2. Не обсуждайте ситуацию прилюдно. Если о проступке вам рассказали в детском саду или школе, не пытайтесь доказать всем, что вашей вины в этом нет. Прилюдное унижение только обозлит ребёнка или заставит его замкнуться в себе. Даже внутри семьи стоит ограничить обсуждение разговором между родителями и детьми, не привлекая других родственников.
3. Выясните мотивы. Поговорите с ребёнком и попытайтесь узнать, почему он так поступил. Дайте понять, что вы на его стороне и не будете ругать без причины. Спросите, как он воспринял ситуацию, что им двигало в тот момент и как он чувствует себя сейчас.
4. Расскажите о чувствах других. Объясните, какие эмоции поступок вызвал у вас. А также, как себя мог почувствовать человек, который лишился вещи. Обсудите, как бы ребёнок повёл себя будучи на месте другого.
5. Поговорите о том, как исправить ошибку. Почти наверняка после разговора ребёнок почувствует вину и стыд. Подумайте, что он может сделать, чтобы справиться с негативными эмоциями и возместить ущерб. Например, признать за собой ответственность, попросить прощения, вернуть вещь или возместить её стоимость из карманных денег.
6. Объясните, что кража — это уголовно-наказуемое преступление.
Ответственность за кражу, совершённую ребёнком до 14 лет, ложится на родителей. По решению суда может быть установлен штраф, размер которого будет зависеть от тяжести проступка. Ребёнка также могут занести в специальный реестр для наблюдения сотрудниками комиссии по делам несовершеннолетних.
С 14 лет ребёнка, нанёсшего лёгкий или средний ущерб, ставят на профилактический учёт в ПДН (подразделение по делам несовершеннолетних). В качестве наказания могут назначить штраф, обязательные работы или лишение права заниматься определёнными видами деятельности. Если же вред признают тяжким или особо тяжким, подросток может даже понести уголовную ответственность.
В конце разговора обсудите, что вы можете сделать, чтобы такого не повторилось. Например, какие шаги стоит предпринять вам и ребёнку. А если этот случай был не первым, стоит задуматься о разговоре с психологом. Специалист подскажет, что именно движет поступками ребёнка и как ему помочь.

Как предотвратить детские кражи
Лучший способ справиться с проблемой — предотвратить её появление. Родителям важно создать условия, в которых ребёнок будет понимать границы и чувствовать, что его собственные потребности и желания услышаны.
- Выстраивайте доверительные отношения. Если в семье царит взаимопонимание и поддержка, ребёнку незачем привлекать к себе внимание плохими поступками или проявлять свои эмоции, пытаясь навредить другим. И даже если подобная ситуация произойдёт, он в первую очередь придёт к вам, чтобы заручиться помощью.
- Объясните концепцию «своё-чужое». Разъясните, что стоит за этим определением, и на примере вещей в доме обсудите, что ребёнок может считать общим, своим или принадлежащим родителям.
- Подавайте личный пример. Не отбирайте у ребёнка игрушки в качестве наказания и не нарушайте его личные границы. Так вы сформируете у него уважение к собственности.
- Воспитывайте эмпатию. Говорите о своих и чужих чувствах и учите справляться с эмоциями. Например, если ребёнка кто-то обидел, попытайтесь вместе разобраться, почему человек так поступил и как на это стоит реагировать.
- Обсуждайте желания ребёнка. Как вы можете воплотить их в жизнь? Может быть, сделать подарок на день рождения или начать выдавать карманные деньги, чтобы школьник смог сам накопить. Так он не будет искать других способов получить желанную вещь.
Даже если все предпринятые шаги не помогли избежать неприятной ситуации, помните, что дети не совершают дурные поступки, потому что им нравиться расстраивать других. Прежде чем делать выводы или наказывать, нужно выяснить, что стоит за их действиями и как вы можете помочь.
📌
Но чтобы подобного не повторилось, ребёнок должен осознавать, что воровство — это плохой поступок, за который можно не только получить выговор от взрослых, но и понести серьёзное наказание.



Комментарии 0