Аудирование на ЕГЭ: как правильно слушать
Аудирование на ЕГЭ по английскому языку — одно из самых сложных заданий по нескольким причинам. Во-первых, с аудирования начинается сдача письменной части ЕГЭ. Из-за этого уровень психологического напряжения высок с самого начала экзамена. Наша главная задача — максимально сконцентрировать свой слух и отбросить волнение. Во-вторых, в этом задании спрятаны «подводные камни», которые вызывают трудности у выпускников.
При первом прослушивании мы советуем вслушаться в текст. Если с каким-то из вариантов ответов возникли затруднения, не стоит волноваться, это только усугубит ситуацию. Отметьте непонятные для себя моменты, чтобы позже уделить им больше внимания. При втором прослушивании уточняйте непонятное и на основе этого думайте над ответами, в которых сомневаетесь.
В этой статье разъясним суть заданий из блока «Аудирование» и дадим нескольких советов по алгоритму их выполнения.
Соответствие текста заголовку аудирование на ЕГЭ
Нам предстоит прослушать несколько текстов и определить, какие из предложенных заголовков подходят к каждому из них. Один будет лишний. Когда диктор начинает озвучивать условия выполнения задания, вы уже можете познакомиться с каждым из вариантов. Это поможет выделить отличия между ними. Например, сравним несколько заголовков:
Такая небольшая хитрость позволит нам «зацепиться» за те или иные области в прослушиваемом тексте. Например, что мы подразумеваем, когда видим заголовок «It feels so good when a dream comes true»? Из заголовка понятно лишь то, что чувство исполнения мечты — это чудесно. Но в тексте на это может указывать не только слово «dream», его там может и не быть. В качестве примера приведём вариант текста от воображаемого Speaker A.
В этом тексте отмечены опорные словосочетания, которые помогают на слух определить тему, содержание и заголовок:
Music is my life. Ever since I was a little girl, I’ve wanted to become a singer. I was watching all the musical films, listening to music of different genres and it seemed to me that I have played a leading role singing my own new songs. When I was in my last year at school, I took up singing classes to prepare for the Academy of Music. After graduating, I auditioned at the Academy and I got it! It was the happiest moment in my life! Even more so than I got the Grammy Award a year ago!
С одной стороны, после первого прослушивания такого текста ответ однозначен: это — история о том, как девушка достигла мечты.
Но есть несколько «подводных камней» в этом задании:
- …since I was a little girl — можно по ошибке подумать, что этот текст о детстве. Заголовок «I remember one song from my childhood».
- I’ve wanted to become a singer — слово «singer» может отсылать нас к заголовку «Singers are very attractive». Но это лишь произнесённая рассказчицей мечта — стать певицей.
- musical films — может показаться, что это те самые «films», которые более интересны, чем «video clips».
Как мы видим, в начале и конце текста мысль доносится достаточно отчётливо: «since I was a little girl, I’ve wanted to become a singer», а также «it seemed to me that I have played a leading role singing my own new songs» — сама мечта. А ещё фраза «It was the happiest moment in my life!» после поступления в академию — очевидно, чудесный результат её достижений.
Аналогичным образом слушаем и другие тексты. Например, при чтении заголовка «I remember one song from my childhood» нас также явно ждёт какая-то история из прошлого. А значит и прошедшие времена английского языка. Возможно, в ней также может прозвучать что-то вроде «It was the happiest moment in my life!». Но это уже будет звучать в связи с одной песней.
Несмотря на слова, которые «мешают» воспринимать тему только в связи с одним заголовком — первое задание блока «Аудирование» легко выполнить. При условии, что вы будете внимательно слушать тексты, обращая внимание на всю мысль одного фрагмента целиком.
True/False/Not Stated
Второе задание блока представляет собой диалог. Два человека общаются между собой на определённую тему: школа, путешествия, спорт, покупки и т.д. Ваша задача — выяснить, какие высказывания соответствуют содержанию диалога и являются правдивыми (True), какие — ложными (False), а на основе каких невозможно определить: правда это или ложь (Not Stated).
Если с True всё ясно, то утверждение False должно быть чётко опровергнуто в тексте. Например, приведём ниже следующее утверждение и подходящие к нему реплики из диалога:
- The tourist wants to see both Tula and Moscow.
- Travel agent: So, for your first visit to Russia, I would suggest to start from Tula. You can spend a week there and visit the museums. If you are planning a longer trip, we can recommend going to Moscow next.
- Tourist: I think I’d like to see only Tula this time. I’m a museum lover.
Как мы видим, турист на вопрос агента практически чётко отвечает «Нет». Он хочет ограничиться только посещением Тулы. С Not Stated дела обстоят сложнее. В этом случае утверждение может и вовсе не прозвучать в тексте. Например, «Лиза ненавидит поэзию». А Лиза лишь говорит о том, что в школе ей приходится учить много стихов.
Но есть и другой случай. Например:
- John has been studying Italian with his father.
- John: You know, my Dad has a restaurant in Roma. So, to take over his business, I need to speak Italian fluently.
При невнимательном прослушивании можно легко посчитать, что у отца Джона бизнес в Италии и он учил его итальянскому. На самом деле, это не так. Несмотря на то, что слова «отец» и «итальянский» в тексте прозвучали, мы лишь можем подумать, что это само собой разумеется. Но Джон такого не говорил.
Интервью с выбором ответа на аудирование ЕГЭ
Это задание высокого уровня сложности, представленное в виде интервью с какой-либо известной или интересной личностью, пришедшей на шоу. Задания — это вопросы или незаконченные утверждения, где правильный ответ следует выбрать из предложенных вариантов.
Несмотря на то, что вопросы к тексту идут линейно — то есть подряд по мере прослушивания текста — иногда в вариантах ответа приходится улавливать тончайшую разницу. Все варианты могут как-либо озвучиваться в тексте, но только один из них будет отражен в точности так, как это описано в ответе.
Например, Джейн в детстве мечтала стать писательницей, так как читала и переводила очень много книг. Но, когда однажды в телешоу услышала о конкурсе писателей, побоялась участвовать из-за застенчивости. Вопрос: «Почему Джейн побоялась участвовать в конкурсе?».
Примерные варианты ответа могут быть следующими:
- прочитала и перевела недостаточно книг;
- её застенчивость помешала ей участвовать;
- она недостаточно сильно мечтала стать писательницей.
Ответ зачастую в тексте представлен синонимично. Например, вариант ответа «had an illness» может в тексте звучать как «was down with the flu».
Помимо внимательного прослушивания и тренировок, следует изучить синонимы и омонимы, фразовые глаголы и устойчивые выражения в английском языке. Тогда вероятность ошибки на аудирование ЕГЭ значительно снижается. Удачи на экзаменах!
Комментарии 0