Опять двойка: как реагировать на плохие оценки

ребёнок получил двойку
Что говорить ребёнку, который принёс двойку

Сейчас принято считать, что оценки — не главное. Что они не всегда отражают реальный уровень знаний и часто бывают субъективны. Однако полностью игнорировать оценки в журнале тоже не стоит. Какую же стратегию выбрать и что делать, если ребёнок получил двойку? Рассказываем в статье. 

Разберитесь, кому из вас нужны пятёрки

Двойку могут поставить и отличнику, и закоренелому троечнику. Иногда это одинаково заслуженная двойка за ничегонеделание. Однако порой это разные отметки: чтобы одного проучить списывать, а другого подсказывать. Выясните, за что именно поставлена отметка, как её можно исправить, что ребёнок собирается делать дальше.

Если вам высокие баллы нужнее, чем ребёнку, стоит с этим разобраться. Невозможно желать чего-то за другого человека. Ребёнок, который не стремится стать отличником, вряд ли будет тратить силы на учёбу. Его можно шантажировать карманными деньгами или подкупать телефонами до определённого момента, и это принесёт плоды. Но в конце концов ученику всё надоест и он совсем забросит учёбу. Вряд ли кто-то из родителей желает подобного исхода.

Используйте я-сообщения

Когда мы расстроены, часто хочется начать разговор с упрёков и обвинений: «Как ты мог, ты же обещал делать домашние задания?!» или «Ты опять ничего не учишь, только сидишь в телефоне». Подобные фразы задают враждебный тон: ребёнок пытается защищаться и никто не пытается услышать друг друга. Чтобы коммуникация состоялась, начните говорить о своих чувствах: «Меня очень огорчила новость о двойке по математике», «Я переживаю, что у тебя вторая двойка по русскому подряд, не понимаю, что случилось».

Больше спрашивайте, меньше говорите

Когда вы дали ребёнку понять, что обеспокоены, внимательно выслушайте его. Отметка — лишь симптом проблемы. В чём дело, вам может рассказать только сам ребёнок. Он может не понимать материал, быть не в состоянии сосредоточиться на учёбе из-за проблем со сверстниками или учителями. Помните, что перед вами ваш дорогой ребёнок, которому нужна помощь, а не порицание. Скажите, что хотите понять его и помочь.

Не обо всём ребёнку бывает легко рассказать. Если вам кажется, что школьник что-то недоговаривает, дайте ему время, хотя бы пару дней. Иногда сын или дочь говорят «не знаю», а родитель видит, что ребёнок боится признаться. Скажите: «Я вижу, тебе трудно об этом говорить. Я не тороплю тебя, обещаю не ругать и не наказывать. Я хочу помочь». Что бы вам ни рассказал ребёнок, обещание нужно сдержать.

Ищите решение вместе

Если ребёнка обижают в школе, или он пристрастился играть в телефон под партой на уроке, или с учителем произошёл конфликт, у вас может мгновенно родиться решение. Однако не спешите переводить ребёнка в другую школу, отбирать гаджеты или идти в школу с разборками. Изучите проблему и обсудите все возможные варианты с ребёнком.

Например, в ситуации буллинга полезно изучить материалы на сайте травли.нет и обратиться к администрации школы. Просто переводить ребёнка из школы в школу может быть недостаточно, важно остановить насилие и научить учеников противостоять агрессии цивилизованным путём. В случае конфликта важно выслушать обе стороны, взять паузу и попытаться разрешить ситуацию мирно. Если у школьника сформировалась зависимость от гаджета, лучше решать проблему вместе, а не наказывать ребёнка.

Убедитесь, что ребёнок может больше

Если успехи ребёнка ниже, чем вы ожидали, или он вдруг скатился после каникул, не спешите обвинять. Причины могут быть неявными: гормональный рост, нехватка витаминов, депрессия, переутомление, сбой биологических часов у подростков. Школьная программа никак не учитывает гормональную перестройку и эмоциональную неустойчивость школьников: требования с каждым годом только усложняются. Многие ученики с трудом засыпают вечером, с трудом встают по утрам и не могут сосредоточиться на первых уроках. В такой ситуации школьникам особенно дорого даются успехи по некоторым предметам.

В том, что ребёнок получил двойку, нет ничего катастрофичного. Помните, что здоровый и счастливый он стремится к знаниям сам, а если мотивации нет, значит, ему просто очень нужна поддержка.