Как психологически подготовить ребёнка к сдаче ЕГЭ

как подготовить ребенка к экзаменам
Помогут разговоры, поддержка и техники самовнушения и расслабления

Психологическая подготовка к ЕГЭ важна не меньше, чем учебная. Если бояться и нервничать, даже отличное знание предмета не поможет успешно сдать экзамен: ребёнок может растеряться, наделать ошибок от невнимательности или забыть самые простые вещи, которые знал назубок. Как подготовить ребенка и помочь эму справиться с эмоциями? Рассказываем в статье.

Что поможет снизить волнение и тревогу перед экзаменом

Разговоры и поддержка

Узнайте, что волнует подростка. Самые распространенные страхи – не сдать, получить мало баллов, не поступить в выбранный вуз. Ребёнок может бояться сдать хуже друзей или одноклассников, подвести вас, разочароваться в себе. Проговорите с ним все страхи. Объясните, что он может рассчитывать на вашу поддержку, а плохой результат ЕГЭ в любом случае не означает конец всему. Можно пересдать экзамен в следующем году, поступить в вуз с меньшим проходным баллом или колледж, пропустить год и потратить его на подготовку и получение практических знаний по специальности.

Приятные занятия, отвлекающие от «плохих» мыслей

Если ребёнка начинает одолевать тревога по поводу экзаменов, предложите ему составить список из вещей, которые помогают ему отвлечься,и регулярно делать что-либо из этого списка.

Примерный список:

  1. Общение с друзьями
  2. Поход по магазинам
  3. Занятия спортом
  4. Просмотр фильма или сериала
  5. Прослушивание любимой музыки
  6. Прогулка с собакой или общение с домашними питомцами
  7. Теплая ванна.
  8. Занятие хобби или творчеством
  9. Чтение книг

Психологическая подготовка к ЕГЭ: упражнения и техники

Если вышеперечисленных способов недостаточно, расскажите ребёнку о специальных техниках. 

Техники самовнушения

Помогут изменить отношение к экзамену, убрать напряжение и заменить его позитивными мыслями.

Формула АBC. Техника строится на тезисе, что восприятие любой ситуации состоит из трех компонентов:

А – сама ситуация; 

В – субъективная оценка происходящего; 

С – чувства, которые я испытываю в связи с происходящим.

В нашем случае А – экзамен, B – это чувства ребёнка по этому поводу: «Я не успею подготовиться», «Я плохо напишу», «Я не поступлю». С – страх и тревога из-за этих мыслей.

Задача – заменить мысли в пункте B на позитивные, и тогда сменится и эмоциональное состояние. Это делается в три этапа:

1) Сформулировать свои страхи и тревоги, а потом придумать, чем их можно заменить. Например, вместо «Я растеряюсь и всё забуду» – «Я буду уверен в себе и смогу показать все свои знания».

2) Запоминание позитивных мыслей. Можно просто регулярно повторять их или записать на карточки и развесить по дому.

3) Формирование привычки. Обычно сразу заменить одну мысль на другую сложно, потому что новый образ мышления кажется странным и не соответствующим реальности. В этом случае нужно повторять позитивную формулировку, не опуская руки, добавляя рациональное подкрепление: «Маша смогла сдать, и у меня получится», «Я же написал хорошо ОГЭ, значит, и с ЕГЭ могу справиться».

Ресурсные образы. Техника заключается в том, чтобы вспомнить место, состояние или ситуацию, в котором человек был счастлив, расслаблен, чувствовал силы и уверенность в себе. Это может быть, например, отдых на природе, рыбалка, пикник. Еще один вариант – награждение за победу на олимпиаде, в соревновании. Чувство радости от успешного окончания большого проекта, в который вложено много сил. Ситуацию и своё состояние нужно вспомнить как можно четче, до мельчайших деталей. После этого нужно вернуться в настоящий момент, сохраняя воспоминания о тех чувствах. Проделывать это упражнение можно перед сном.

Техники успокоения и расслабления

  • Дыхательные упражнения. Вдох на 8 счетов, задержка дыхания и на столько же и медленный выдох.
  • Медитация. Сесть поудобнее или лечь на спину, полностью расслабить мышцы и дышать, следя за каждым вдохом, переносить внимание на мышцы, начиная от лица и заканчивая ступнями. Главное, достичь состояния полной сосредоточенности на текущем моменте и своем теле, не позволяя мыслям «убегать» в тревожную ситуацию;
  • Самомассаж. Растирание указательным пальцем точки между бровями на переносице, поглаживание и легкое сжимание шеи сзади.

Что ещё может помочь

  • Книги для подростков с советами по психологической подготовке к экзамену, например, Л. Петрановская «Что делать, если ждёт экзамен».
  • Групповые занятия с психологом, направленные на снятие стресса и тревоги перед экзаменами. Ведущий на таком тренинге говорит с детьми и учит правильно делать упражнения и техники, а участники рассказывают о своих страхах и поддерживают друг друга.
  • Индивидуальная работа с психологом. Может понадобиться, если всё остальное не помогло и ребёнок по-прежнему очень боится предстоящего экзамена или его тревога достигла такого уровня, когда стала сказываться на здоровье и самочувствии: он плохо ест, спит, перестал общаться с друзьями.