

Профессия: маркетолог
Маркетолог – это человек, который занимается продвижением и позиционированием продукта на рынке. Продукт может быть любым: автомобиль, квартира, онлайн-курс или услуги парикмахера. Рассказываем, кому подойдёт профессия маркетолога и где на него учиться.
Маркетолог отвечает за четыре основных направления:
- сам продукт – товар или услуга, его ассортимент, качество, особенности, внешний вид;
- цена – маркетолог участвует в определении цены продукта, принимает решение о скидках или распродажах;
- место, где продаётся продукт – в наше время это не обязательно помещение магазина, а ещё и, например, социальные сети; маркетолог выбирает, где будет выставляться товар, взаимодействует с продавцами;
- продвижение – всё, что связано с рекламой, пиаром и способами стимулирования продаж.
Какие бывают маркетологи
Маркетолог могут заниматься всеми четырьмя направлениями, а могут специализироваться на чём-то одном. Конкретные обязанности зависят многих факторов:
- работает он в крупной компании или консультирует частных клиентов;
- занимается продвижением популярного бренда или отвечает за рост прибыли конкретного магазина;
- какой продукт нужно продвигать – товары, услуги или идеи.
Специализации маркетологов
— Бренд-менеджеры формируют портфель компании, то есть список продуктов, которые она предлагает;
— Трейд-маркетологи отвечают за работу торговых точек, динамику продаж, устраивают промо- и рекламные акции, например «Купи сегодня два товара по цене одного»;
— Интернет-маркетологи занимаются продвижением товара в интернете. В их обязанности входит настройка рекламных кампаний в «Яндекс.Директ» или Google.Adwords;
— SMM-менеджеры продвигают продукт конкретно в социальных сетях, знают особенности аудитории «ВКонтакте», YouTube или Instagram, разбираются в принципах создания постов, анализируют активность пользователей;
— Маркетинговые аналитики собирают статистические данные и занимаются маркетинговыми исследованиями. Результаты их работы используются для оценки ситуации на рынке и разработки стратегий продвижения товара.
Какие качества и навыки нужны маркетологу
Эта профессия подойдет вам, если вы:
- Умеете работать с информацией. Маркетолог должен уметь анализировать данные, выделять главное, отсекать второстепенное, обобщать, классифицировать;
- Умеете работать с людьми. Маркетологу приходится постоянно взаимодействовать с производителями, продавцами, клиентами, коллегами, и он должен со всеми найти общий язык;
- Разбираетесь в психологии. Чтобы обеспечить объём продаж, нужно понимать, кому и зачем понадобится продукт;
- Разбираетесь в современной культуре: для разработки стратегий продвижения товара, маркетологу необходимо знать обо всех новейших тенденциях, быть в курсе новостей и важных событий;
- Любите разнообразие. Маркетологу приходится заниматься решением самых разных вопросов, от логистики до наименования товара или создания упаковки;
- Устойчивы к стрессу. Маркетолог решает внезапно возникшие проблемы, исправляет ошибки и недочеты, а порой и примиряет конфликтующие стороны.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы | Минусы |
---|---|
Высокая зарплата | Высокая конкуренция на рынке труда |
Карьерные перспективы, вплоть до директора крупной компании | Большая рабочая нагрузка, переработки |
Интересные задачи, простор для творчества | Стрессы |
Где учиться на маркетолога
Шесть лучших факультетов в рейтинге HH.ru по направлению «маркетинговые коммуникации». Рейтинг составляется по результатам анализа востребованности выпускников. Помните, что увеличить количество баллов при поступлении могут олимпиады и индивидуальные достижения!
Вуз | Факультет | Направление подготовки | Что сдавать | Проходной балл 2020 |
---|---|---|---|---|
РАНХиГС — Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации | Институт бизнеса и делового администрирования | Международный менеджмент | русский язык, иностранный язык, математика (профильная) |
271 |
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова | Философский факультет | Реклама и связи с общественностью | обществознание (ДВИ) обществознание история русский язык |
359 |
Московский политехнический университет | Институт коммуникаций и медиабизнеса в составе Высшей школы печати и медиаиндустрии | Реклама и связи с общественностью в цифровых медиа, бренд-менеджмент в рекламе и связях с общественностью | Обществознание История или иностранный язык (по выбору поступающего) Русский язык |
285 (в 2019 году) |
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова | Факультет журналистики | Медиакоммуникации | ДВИ творческой направленности; литература обществознание русский язык |
366 |
МГИМО — Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации | Факультет международного бизнеса и делового администрирования | Менеджмент | Иностранный язык Математика Русский |
Нет бюджетных мест, коммерция |
РЭУ им. Г.В. Плеханова — Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова | Факультет маркетинга | Менеджмент, специальность «Маркетинг» | Математика Русский язык Обществознание Иностранный язык |
349 (из открытых источников) |
Перспективы профессии маркетолог
Скорее всего, профессия маркетолога будет все более актуальной и востребованной. Возникнут не только новые продукты, но и новые способы их продвижения, и методы анализа предпочтений аудитории, например, искусственный интеллект и нейросети. Будет расти интерес и к созданию собственных брендов – всё больше людей, производящих товары и услуги, хотят продвигать и позиционировать свой уникальный продукт, и без консультации маркетолога им не обойтись.


