Профессия: маркетолог

профессия маркетолог

Маркетолог – это человек, который занимается продвижением и позиционированием продукта на рынке. Продукт может быть любым: автомобиль, квартира, онлайн-курс или услуги парикмахера. Рассказываем, кому подойдёт профессия маркетолога и где на него учиться.

Маркетолог отвечает за четыре основных направления:

  • сам продукт – собственно товар или услуга, его ассортимент, качество, особенности, внешний вид.
  • цена – маркетолог участвует в определении цены продукта, принимает решение о скидках или распродажах.
  • место, где продаётся продукт – в наше время это не обязательно помещение магазина, а еще и, например, социальные сети; маркетолог выбирает, где будет выставляться товар, взаимодействует с продавцами.
  • продвижение – всё, что связано с рекламой, пиаром и способами стимулирования продаж.

Какие бывают маркетологи

Маркетолог могут заниматься всеми четырьмя направлениями, а могут специализироваться на чем-то одном. Конкретные обязанности зависят многих факторов:

  • работает он в крупной компании или консультирует частных клиентов, 
  • занимается продвижением популярного бренда или отвечает за рост прибыли конкретного магазина, 
  • какой продукт нужно продвигать – товары, услуги, люди или идеи.

Специализации маркетологов

Бренд-менеджеры формируют портфель компании, то есть список продуктов, которые она предлагает. 

Трейд-маркетологи отвечают за работу торговых точек, динамику продаж, устраивают промо- и рекламные акции, например «Купи сегодня два товара по цене одного»

Интернет-маркетологи занимаются продвижением товара в интернете. В их обязанности входит настройка рекламных кампаний в  «Яндекс.Директ» или Google.Adwords. 

SMM-менеджеры продвигают продукт конкретно в социальных сетях, знают особенности аудитории «ВКонтакте», Youtube или Instagram, разбираются в принципах создания постов, анализируют активность пользователей.

Маркетинговые аналитики собирают статистические данные и занимаются маркетинговыми исследованиями. Результаты их работы используются для оценки ситуации на рынке и разработки стратегий продвижения товара.

Какие качества и навыки нужны маркетологу

Эта профессия подойдет вам, если вы:

  1. Умеете работать с информацией. Маркетолог должен уметь анализировать данные, выделять главное, отсекать второстепенное, обобщать, классифицировать.
  2. Умеете работать с людьми. Маркетологу приходится постоянно взаимодействовать с производителями, продавцами, клиентами, коллегами, и он должен со всеми найти общий язык.
  3. Разбираетесь в психологии. Чтобы обеспечить объём продаж, нужно понимать, кому и зачем понадобится продукт.
  4. Разбираетесь в современной культуре: для разработки стратегий продвижения товара, маркетологу необходимо знать обо всех новейших тенденциях, быть в курсе новостей и важных событий.
  5. Любите разнообразие. Маркетологу приходится заниматься решением самых разных вопросов, от логистики до наименования товара или создания упаковки.
  6. Устойчивы к стрессу. Маркетолог решает внезапно возникшие проблемы, исправляет ошибки и недочеты, а порой и примиряет конфликтующие стороны.

Плюсы и минусы профессии

ПлюсыМинусы
Высокая зарплатаВысокая конкуренция на рынке труда
Карьерные перспективы, вплоть до директора крупной компанииБольшая рабочая нагрузка, переработки
Интересные задачи, простор для творчестваСтрессы

Где учиться на маркетолога

Шесть лучших факультетов в рейтинге HH.ru по направлению «маркетинговые коммуникации». Рейтинг составляется по результатам анализа востребованности выпускников. Помните, что увеличить количество баллов при поступлении могут олимпиады и индивидуальные достижения!

ВузФакультетНаправление подготовкиЧто сдаватьПроходной балл 2020
РАНХиГС — Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской ФедерацииИнститут бизнеса и делового администрированияМеждународный менеджментрусский язык,
иностранный язык,
математика (профильная)
271
Московский государственный университет имени М.В. ЛомоносоваФилософский факультетРеклама и связи с общественностьюобществознание (ДВИ)
обществознание
история
русский язык
359
Московский политехнический университетИнститут коммуникаций и медиабизнеса в составе Высшей школы печати и медиаиндустрииРеклама и связи с общественностью в цифровых медиа, бренд-менеджмент в рекламе и связях с общественностьюОбществознание 
История или иностранный язык (по выбору поступающего)
Русский язык
285 (в 2019 году)
Московский государственный университет имени М.В. ЛомоносоваФакультет журналистикиМедиакоммуникацииДВИ творческой направленности;
литература 
обществознание 
русский язык
366
МГИМО — Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской ФедерацииФакультет международного бизнеса и делового администрированияМенеджментИностранный язык
Математика
Русский
Нет бюджетных мест, коммерция
РЭУ им. Г.В. Плеханова — Российский экономический университет имени Г.В. ПлехановаФакультет маркетингаМенеджмент, специальность «Маркетинг»Математика 
Русский язык 
Обществознание 
Иностранный язык
349 (из открытых источников)

Перспективы профессии маркетолог

Скорее всего, профессия маркетолога будет все более актуальной и востребованной. Возникнут не только новые продукты, но и новые способы их продвижения, и методы анализа предпочтений аудитории, например, искусственный интеллект и нейросети. Будет расти интерес и к созданию собственных брендов – все больше людей, производящих товары и услуги, хотят продвигать и позиционировать свой уникальный продукт, и без консультации маркетолога им не обойтись.

Начните готовиться к поступлению — выберите своего наставника уже сейчас!