Олицетворение: примеры в речи, фольклоре и литературе
В жизни и литературе часто можно встретить такие выражения, как «у меня ноет зуб», «на кухне запел чайник», «в зале зарыдала скрипка». Школьникам на уроках литературы и русского языка также нужно уметь находить и пользоваться литературным приёмом, который называется олицетворение. В статье рассказываем подробнее об этом приёме.
Что такое олицетворение
Олицетворение — это литературный приём, в котором неодушевлённому предмету, животному, природе или отвлечённому понятию приписываются свойства человека. Предмет словно оживает, наделяется чувствами, речью, а также эмоциями. Например: лес запел, ива плачет, солнце смеётся.
Олицетворение: основные цели
Самой главной целью олицетворения является создание доступных, осязаемых и более понятных читателю образов. С помощью олицетворения можно оживить текст и придать ему эмоциональную окраску.
Примеры олицетворения в повседневной речи
Часто мы, сами не замечая того, используем олицетворение в своей речи:
- погода шепчет;
- весна пришла;
- снег пошёл;
- наступила ночь;
- дождь застучал;
- солнце спряталось.
Эти фразы могут показаться бессмысленными, если воспринимать их буквально. Но каждый из нас понимает их значение и свободно употребляет в речи.
Использование олицетворения в фольклоре
В пословицах и поговорках можно найти много примеров олицетворений.
- Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.
- Дело мастера боится.
- Нашла коса на камень.
Олицетворение в литературе: примеры
Олицетворение часто используют авторы басен и сказок. В поэзии и прозе это самый действенный способ придать тексту выразительность.
Сквозь лазурный сумрак ночи
Альпы снежные глядят;
(Ф. Тютчев)
Вот пришли морозцы —
И зима настала.
(И. Суриков)
И ему не страшен
Злой мороз, сердитый.
(И. Суриков)
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
(Ф. Тютчев)
И грезит пруд, и дремлет тополь сонный…
(А. Фет)
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные глядела…
(А. Пушкин)
Буря мглою небо кроет.
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
(А. Пушкин)
Как научить ребёнка использовать олицетворения в речи
Очень интересно попробовать вместе с ребёнком «оживить» неживые предметы. Представить, что может дышать, расти, смеяться, улыбаться, плакать, мечтать и т.д. Например: вечер дышит прохладой.
Важно научить ребёнка создавать понятные и яркие ассоциации и мыслить образно. Это особенно поможет в написании сочинений и изложений. Поэтому ждём вас в онлайн-школе Тетрика. На наших занятиях дети научатся работать с текстом и удачно использовать олицетворение. Репетитор научит вашего школьника передавать эмоциональное состояние и атмосферу, делая текст более глубоким и запоминающимся. Первое занятие дарим вам бесплатно 💜
Комментарии 0