Учимся договариваться: как распределить обязанности в семье

обязанности в семье
Колонка эксперта Тетрики Светланы Лукки

Должен ли муж помогать по дому? А ребёнок? Ответ, как правило, положительный. Только не всегда понятно, как это организовать в рамках современной семьи. Как попросить родных вам помочь и как реагировать на то, что не сделано? В новой статье рассказываю, как обсудить обязанности в семье с мужем и ребёнком.

С мужем

Если мужчина (глава семейства) освобождается от бытовых вопросов, он показывает определенный пример своим детям. Вырастая, мальчики из такой семьи отказываются от любых домашних обязанностей, называя это «женским делом». А девочки, наоборот, склонны всё брать на себя, как это делала их мама. Таких семей в нашей культуре много, но давайте посмотрим, что происходит при справедливом распределении обязанностей. 

Семья — это сообщество близких людей, которые сообща справляются с внешними обстоятельствами, давая друг другу необходимую поддержку. И даже если внешне кажется, что отношения не всегда строятся гладко (много взаимного недовольства или общения на повышенных тонах), то когда доходит до дела, в большинстве случаев члены семьи не бросают друг друга. 

Быт — это такой же внешний фактор, как и любое другое испытание. Только он присутствует в жизни каждый день. И вполне логично разделить это испытание между всеми членами семьи. Конечно, распределение обязанностей должно быть справедливым и с точки зрения занятости каждого члена семьи, и с точки зрения его объективных способностей. Поэтому важно открыто проговорить, что будет делать каждый из вас, какая помощь каждому из вас нужна, а с чем вы спокойно справитесь самостоятельно.

Например, мужчины часто с удовольствием берут на себя приготовление еды. Нет, не всей, но отдельных блюд. Мало того, они делают это с удовольствием и любовью, и получается у них прекрасно. Такие вещи, как уборку, стирку и работы в огороде тоже можно распределять между вами. Здесь уж у кого к чему душа лежит, тот ту работу себе и выбирает. 

С ребёнком

Ребёнок — тоже часть семьи, и совершенно нормально, что с определённого возраста он совершенно по-взрослому отвечает за какую-то часть быта. Это может быть или поход в магазин, или мытье посуды 2 раза в неделю после ужина, или даже приготовление десерта на семейный праздник. Всё зависит от уклада семьи, от её традиций и материального положения. 

Но есть набор правил, которые универсально работают. Независимо от того, что поручается ребёнку.

1. То, что делает ребёнок, действительно нужно семье.

Совсем не работают приёмы, когда мы просим делать ребёнка то, что никому не надо. Например, мыть полы накануне прихода домработницы или ходить в магазин за сметаной, когда такую же мама может привезти из супермаркета вместе с остальными продуктами. Дети очень чётко чувствуют надобность своей деятельности. И если мы искусственно придумываем обязанности, «чтобы что-то делал», они считывают игру и затея не удаётся.

2. То, что делает ребёнок, никто другой за него делать не будет.

Для того, чтобы ребёнок серьёзно относился к своим обязанностям, важно, чтобы он нёс полную ответственность за свои действия. Например, если он не купил молоко, то наутро никто не побежит в магазин, чтобы было из чего варить кашу. Просто все останутся без завтрака. Если не помыл посуду, мама не сделает это за него. Просто будет невозможно помыть фрукты, набрать воду в лейку, или не всем хватит тарелок на ужин. И ему придётся отвечать перед другими членами семьи, почему так получилось. 

3. То, что делает ребёнок, должно быть ему по возрасту. 

Например, ухаживать за младшими детьми шестилетнему ребенку не по силам. Хотя раньше в крестьянских семьях именно так и было. Но вспомните сказку «Гуси-лебеди». Катастрофа произошла именно потому, что старшая сестра была сама ещё совсем ребёнком и не могла уследить за братом. Сегодня же ситуация выворачивается наизнанку. Достаточно взрослые дети (14-15 лет) имеют в зоне ответственности лишь самые простые обязанности: собрать портфель на завтра и убрать одежду с пола в шкаф. Конечно, этого недостаточно для того, чтобы почувствовать себя нужным полноправным членом семьи. 

Что же в итоге

Бывает, что дети без особого рвения выполняют домашние обязанности. Совсем маленького ребенка ещё греет мысль, что он делает что-то важное и нужное для семьи. Подросток же сосредоточен в основном на себе, поэтому воспринимает просьбы взрослых как помеху его интересам. Однако учиться жить в коллективе и быть полезным, делать что-то для других не потому что нравится, а потому что нужно — это наиважнейшая часть семейного воспитания. И домашние обязанности, закрепленные за каждым членом семьи — от мала до велика — дают прекрасный опыт ответственности, тайм менеджмента и превалирования «надо» над «хочу».  

Ценность вклада каждого — это участие в создании общего для семьи уюта. И дети, и взрослые учатся ответственности перед остальными членами семьи за свои действия. Потому что если они не выполнили свою часть домашней работы, то никто это не сделает за них. Совместный быт даёт прекрасный опыт семейной взаимовыручки и поддержки. Не всегда есть силы и желание заниматься домашней работой. Но важно, чтобы каждый видел ценность своего вклада: то, что он делает, приносит ощутимую пользу близким, улучшает атмосферу в семье и даёт возможность находить время и силы для совместного отдыха.