Уроки, которых так не хватает в школе

навыки 21 века
За счёт чего и когда прокачивать навыки XXI века

Школьники перегружены занятиями, многие и вовсе учатся по субботам, однако постоянно звучат предложения ввести или вернуть какой-нибудь предмет. Школа не готовит учеников к жизни в современном мире, но помогут ли навыки 21 века решить эту проблему? Разберёмся, чего не хватает в содержании обучения, и как это исправить.

В чём разрыв между школой и жизнью

Эксперты образования и рынка труда составили список важных умений. Их называют мягкими навыками, метапредметными умениями, компетенциями 4K (креативность, коммуникация, критическое мышление, кооперация). Как ни назови, суть одна. В цивилизованном обществе профессионалам нужно уметь совместно и творчески решать проблемы. Для этого необходимы и креативность, и эмоциональный интеллект, и тайм-менеджмент, и многое другое.

Противоречия кроются и в содержании, и в формах обучения. Выпускник должен действовать самостоятельно и брать ответственность на себя, а в школе часто нужно подчиняться решениям коллектива. На работе нужно проявлять креативность, а на уроках действовать по образцу. Чтобы договариваться, нужно изучить психологию общения, но в школах этого не преподают. Сами учителя далеко не всегда умеют общаться конструктивно и сдерживать эмоции. Выходит, просто добавить курсы в существующий учебный план нельзя. Нужно менять устройство школы и по-новому готовить преподавателей. Рассмотрим самые популярные идеи новых школьных предметов и то, как их можно внедрить.

Как встроить новые предметы в школьную систему

Тайм-менеджмент

Управление временем и задачами — навык, который не зависит от содержания деятельности. Он нужен и в лаборатории физики, и при подготовке доклада по истории, и студенту, и наёмному работнику, и предпринимателю. Для учителей этот навык тоже полезен. Поэтому было бы логично обучать педагогов тайм-менеджменту и методикам преподавания этой науки на разных уроках. Преподаватели могли бы на каждом уроке и в проектной работе уделять внимание тайм-менеджменту: учить ребят планировать, расставлять приоритеты, распределять задачи.

Критическое мышление и логика

За умение распознавать ловушки мышления и отличать достоверную информацию от фейков отвечает критическое мышление. Эти навыки 21 века не зря так называют: дефицит информации сегодня сменился её избытком. Первый шаг к развитию критического мышления, ясности мысли могут сделать учителя математики и общественных наук. Вопросы логики и теории аргументации по аналогии с вузовским курсом можно было бы внедрить в школьную программу.

Коммуникативный тренинг

Умение общаться уважительно, знание психологии, управление своими эмоциями — всё это формируется только через практику. Лекции о ведении переговоров вряд ли научат школьников договариваться в конфликтных ситуациях. Не обязательно растягивать обучение на целый год, достаточно нескольких погружений. Лучше пройти один тренинг общения с профессиональным психологом, чем прослушать годовой курс от учителя, которому дали часы в нагрузку.

Основы финансовой грамотности

Даже после школьного курса экономики мало кто понимает, как работают деньги, что такое налоги и инвестиции. Об НДФЛ, взносах в фонд социального страхования и оплате ЖКХ в школе обычно не рассказывают. В результате выпускники не знают, как разумно распорядиться заработком и как платить по счетам. Чтобы не перегружать школьную программу, уроки финансовой грамотности лучше вводить за счёт часов обществознания и экономики. Некоторые школы России уже с 2019 года проводят такие уроки.

Половое просвещение

Секспросвет — тема, вокруг которой бушуют горячие споры. Одни родители хотели бы предоставить ребёнку достоверную информацию, но сами не берутся говорить о сексе. Другие — категорически против подобных бесед с их детьми. Как и во многих вопросах, было бы проще предоставить людям выбор: факультативный курс из нескольких модулей. Родители могли бы сами решить, в каком возрасте и насколько глубоко их ребёнку следует изучить вопросы сексуальности и психологии интимно-личностного общения. Квалифицированные психологи соответствующего пола могут проводить занятия отдельно для мальчиков и девочек.

Чтобы помочь выпускникам адаптироваться к жизни в многонациональном и поликультурном обществе, с 2012 года во всех школах преподаётся курс «Основы религиозных культур и светской этики». При этом родители вправе выбирать, что именно будет изучать ребёнок: православие, иудаизм, ислам, мировые религии или светскую этику. Подобным образом можно было бы внедрить и другие компактные курсы. По решению родителей школьники могли бы осваивать востребованные в XXI веке умения общаться с противоположным полом, распознавать эмоции или организовывать своё время.