Морфологический разбор слова
Когда школьники во втором классе знакомятся с частями речи, они также учатся делать морфологический разбор слова. Часто это задание вызывает трудности — нужно хорошо отличать части речи и знать их признаки. Об этом мы расскажем в статье, а также поделимся пошаговыми планами морфологического разбора.
Что такое морфология и морфологический разбор
Прежде чем мы начнём выполнять морфологический разбор слова, следует задаться вопросом: что такое морфология? Какой именно разбор называется морфологическим?
Морфология — это раздел науки о языке, который изучает части речи. |
Нам хорошо известно, какие части речи существуют, например, существительное, прилагательное, глагол. Слова группируются по частям речи исходя из лексического значения, признаков и грамматических категорий, а также по той роли, которые слова играют в предложениях.
Морфологический разбор — это полная грамматическая характеристика слова. |
Несмотря на то, что отдельные понятия о частях речи изучаются ещё с первого класса, морфологический разбор усложняется вместе с тем, как ученики становятся старше, а материал — сложнее. Действительно, данный тип разбора слов отличается большим объёмом теории: нужно уметь определять различные категории, например, склонение существительного, род и падеж прилагательного, вид глагола и т.д.
В 4 классе морфологический разбор становится подробным. В статье мы бы хотели подробно рассмотреть алгоритмы и примеры разборов, в которых обозначим особенности. Они позволят вашему ребёнку не ошибаться в одном из самых сложных типов разбора слов в начальной школе.
Алгоритм выполнения морфологического разбора
Общий алгоритм выполнения морфологического разбора слова выглядит так:
- Указываем часть речи, к которой относится данное слово.
- Выявляем начальную форму слова.
- Определяем постоянные и непостоянные морфологические признаки.
- Отмечаем, какую синтаксическую роль данное слово играет в предложении (другими словами, каким членом предложения является).
Теперь отдельно разберём алгоритмы для каждой части речи. Советуем распечатать каждый из них и сохранить в виде памятки.
Добавим небольшое пояснение к карточкам. Чем отличаются друг от друга постоянные и непостоянные признаки?
Покажем на примере существительного кошка. Сравните два предложения:
а) Кошка долго сидела возле миски, посматривая изредка на хозяина.
б) В этом дворике так много кошек!
Как мы видим, у существительного не меняются следующие признаки: в обоих предложениях перед нами одушевлённое нарицательное существительное женского рода 1-го склонения. Поэтому они и являются постоянными, не изменяясь ни при каких обстоятельствах. Однако число изменяется: если в первом предложении перед нами единственное число, то во втором — уже множественное.
Такие же изменения касаются и падежей: в первом примере существительное дано в именительном падеже (кто? что?), а во втором — в родительном (много кого? чего?). Таким образом, непостоянные признаки полностью зависят от обстоятельств, данных контекстом предложения или словосочетания.
Примеры морфологических разборов
Они всё ездили по областям.
1. (По чему?) областям — существительное.
Н. ф. — (что?) область.
2. Пост. признаки: неодушевлённое, нарицательное, женский род, 3-е склонение.
Непост. признаки: дательный падеж, множественное число.
3. Ездили (где?) по областям — обстоятельство.
Их ждали большие перемены.
1. (Какие?) большие — прилагательное.
Н. ф. — (какой?) большой.
2. Непост. признаки: множественное число, именительный падеж.
Перемены (какие?) большие — определение.
Дует сильный ветер.
1. (Что делает?) дует — глагол.
Н. ф. — (что делать?) дуть.
2. Пост. признаки: несовершенный вид, I спряжение.
Непост. признаки: настоящее время, единственное число, 3-е лицо.
3. Ветер (что делает?) дует — сказуемое.
Пойдёт с ней.
(С кем?) с ней — местоимение.
Н. ф. — (кто?) она.
2. Пост. признаки: личное, 3-е лицо, единственное число, женский род.
Непост. признаки: творительный падеж.
3. Пойдёт (с кем?) с ней — дополнение.
Надеемся, что статья помогла вам разобраться в этой теме. Но не стоит забывать, что для полного усвоения материала важна регулярная практика с опытным преподавателем. Например, в Тетрике мы уделяем внимание самым сложным темам и составляем индивидуальный план обучения под каждого ученика. А начать заниматься можно бесплатно! Записывайте на вводный урок по форме ниже 💜
ОО СПАСИБО БОЛЬШОЕ ВЫ МНЕ С ВПР ПОМОГЛИ СИЛЬНО
ОХ СПАСИБО БОЛЬШОЕ ВЫ МНЕ ПОМОГЛИ С ВПР ПО РУСКОМУ УДАЧИ ВАМ
Спасибо вам большое за эту помощь у меня скоро ВПР И Я БЛАГОДАРЯ ВАМ НАУЧИЛСЯ ДЕЛАТЬ РАЗБОР