Когда обращаться к логопеду, чтобы ребёнок говорил чисто и красиво
Психологи и неврологи рекомендуют раз в полгода показывать ребёнка логопеду, даже если у него нет явных отклонений в речи. Однако бывают случаи, когда визит к специалисту лучше не откладывать. Логопед нашей онлайн-школы Диляра Швухова рассказывает, когда ребёнку нужна консультация логопеда и можно ли заниматься с логопедом онлайн.
В каком возрасте нужна консультация логопеда
Точный возраст назвать сложно, потому что речь у ребёнка не появляется внезапно, это процесс, растянутый во времени. На каждом этапе развития речи есть свои особенности и признаки, на которые ориентируется специалист во время диагностики. Например, в младенчестве таким признаком может быть отсутствие гуления и лепета.
Возраста, в котором к логопеду обращаться поздно, не существует. Вспомните фильм «Король говорит», в котором рассказана реальная история короля Великобритании Георга VI. Он начал заниматься с логопедом уже взрослым, когда получил права на престол, чтобы избавиться от заикания и научиться красиво говорить. Вопрос лишь в количестве времени и усилий, которые придется потратить. Например, исправить горловую «р» в шесть лет проще, чем в 12. Но если заниматься регулярно, результат будет обязательно.
Какие бывают отклонения в развитии речи
Ребёнку исполнился год, а он ещё не говорит отдельные слова
В этом возрасте слово может состоять из одного слога, например «ки» — кошка. Но хотя бы два-три таких слова к году должны появиться. В этом возрасте логопед, возможно, не будет активно работать с малышом, но проконсультирует вас, как стимулировать развитие речи. Не нужно слушать тех, кто говорит, что ребёнок «обязательно» заговорит в два или три года.
Ребёнок говорит, но вы ничего не понимаете
Это относится к детям 2-5 лет. Если у ребенка невнятная речь, «каша во рту», он не проговаривает окончания слов, сокращает слова — всё это поводы обратиться к специалисту. Стоит насторожиться и в тех случаях, если ребенок не строит предложения или неверно согласует слова, например, «красная шарик», а также если в его речи появились запинки.
Ребёнок неправильно произносит звуки
К пяти годам он должен произносить все звуки чисто. Если вместо русского звука «р» вы слышите французскую горловую «р» или звук «л», стоит подумать о консультации.
У ребёнка сложности с чтением и письмом
Подобная проблема появляется в 6-7 лет, когда ребёнок идет в школу. Если в его тетради множество пометок от педагога, если он читает медленно, неразборчиво, плохо понимает и запоминает прочитанное, логопед поможет справиться с возникшими трудностями.
Можно ли обращаться к логопеду онлайн
Логопеды давно и успешно работают онлайн с детьми из-за рубежа, которые живут в другой языковой среде, и им нужно поставить правильное произношение звуков русского языка. Но в последние месяцы за онлайн-консультациями активно обращаются и наши соотечественники. Онлайн-консультация логопеда позволяет уберечься от лишних контактов, экономит время и силы. Но нужно обязательно провести предварительную работу с ребёнком и подготовиться к проведению занятия технически. Если логопед увидит, что по каким-то причинам ребёнок не готов заниматься онлайн, он обязательно сообщит об этом родителю.
В чём особенности занятий онлайн
Главное отличие онлайн-консультации от очной — повышение роли родителя. Он становится связующим звеном между логопедом и ребёнком. С точки зрения специалиста, это огромный плюс. Во-первых, родитель, вовлечённый в работу, лучше понимает, что происходит, и может быстрее оценить результат. Во-вторых, ему проще выполнять домашние задания с ребёнком. А домашние задания нужно делать обязательно! Специалист определит проблему и даст упражнения, но исправить речь, занимаясь один-два раза в неделю, не получится.
Как проходит онлайн-консультация
Приём у логопеда онлайн почти не отличается от очного. И там, и там применяется одна и та же методика логопедической диагностики, с помощью которой можно оценить развитие речи.
Консультация начинается с установления контакта с ребёнком. Я разговариваю с ним, задаю вопросы о его ближайшем окружении. Затем ребёнок получает задания и инструкции, как их выполнять. Они обязательно сопровождаются иллюстрациями.
В конце занятия я общаюсь с родителем, рассказываю ему об особенностях развития речи ребёнка, отвечаю на вопросы.
Комментарии 0