Фонетический разбор слова
Одной из непростых тем в начальной школе является фонетический разбор слова. Чтобы выполнять его, нужно отличать буквы от звуков, знать их обозначения и классификации. Как это делать и навсегда забыть о сложностях с определением звуков — читайте в статье.
Что такое звуки и как они складываются в слова
С вопросов «Что такое звук?» и «Чем звуки отличаются от букв?» начинается изучение основ фонетики в первом классе. Малыши знакомятся с этими понятиями и осознают, что далеко не из всех звуков можно складывать слова. В образовании слова может участвовать только тот звук, который произносится с помощью языка, губ, зубов, а также голосовых связок.
Можно попросить ребёнка встать перед зеркалом и попробовать произнести любые знакомые буквы и буквенные сочетания, например, бу, ву, зы, ши, фа. Важно, чтобы он проследил за тем, как меняется положение языка по отношению к зубам и губам, как движутся губы. Однако в этом упражнении речь идёт только о звуках, а не о словах, так как само слово состоит из отдельных букв и звуков, каждый(-ая) из которых занимает строго определённое место. Без этого слово будет лишено смысла — в этом и заключается главное различие между звуками и буквами.
Фонетический разбор: что нужно знать
Фонетический разбор слова — это разбор слова по его звуко-буквенному составу. Такой разбор в русском языке требует знания не только самих звуков, но и их обозначения.
Обозначение звуков
Звуки обозначаются буквами, заключёнными в квадратные скобки. Приведём несколько примеров:
Крот — [к] [р] [o] [т]
Крюк — [к] [р’] [у] [к]
Нашли отличие? В первом случае обозначение [р] показывает, что перед нами — твёрдый согласный, а [р’] указывает на мягкий согласный.
На письме твёрдость согласных звуков обозначают буквы а, о, у, ы, э, а также твёрдый знак (ъ), а мягкость — е, ё, и, ю, я, а также мягкий знак (ь). Конечно, существуют и слова-исключения, например бут[э]рброд. Но важно отметить, что всё это относится к парным согласным.
Парными по твёрдости-мягкости являются следующие звуки:
[б] | [в] | [г] | [д] | [з] | [к] | [л] | [м] | [н] | [п] | [р] | [с] | [т] | [ф] | [х] |
[б’] | [в’] | [г’] | [д’] | [з’] | [к’] | [л’] | [м’] | [н’] | [п’] | [р’] | [с’] | [т’] | [ф’] | [х’] |
К непарным мы относим следующие звуки:
— Всегда твёрдые — [ж], [ш] и [ц];
— Всегда мягкие — [й’], [щ’] и [ч’].
Также для фонетического разбора слова важно знать классификацию согласных звуков по звонкости-глухости.
Парными по звонкости-глухости являются следующие согласные:
[б] | [б’] | [в] | [в’] | [г] | [г’] | [д] | [д’] | [ж] | [з] | [з’] |
[п] | [п’] | [ф] | [ф’] | [к] | [к’] | [т] | [т’] | [ш] | [с] | [с’] |
Остальные согласные мы называем непарными. Среди них звонкие непарные согласные — [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], а глухие непарные — [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].
Подробнее о звонкости и глухости звуков читайте в нашей статье по ссылке.
Что касается обозначения гласных, важно отметить буквы е, ё, ю, я, образованные с помощью двух звуков: [й’э], [й’о], [й’у], [й’а]. В письменном фонетическом разборе эти звуки мы прописываем раздельно.
В младших классах для звукового анализа используются цветовые схемы. Твёрдые согласные в них выделяют синим цветом, мягкие — зелёным, а гласные обозначаются красным цветом.
Теперь мы готовы к полноценному разбору слов!
План и примеры фонетического разбора слов
Письменный фонетический разбор производится по следующему плану:
1. Слово и его транскрипция — запись звуковых обозначений. Считаем количество слогов и указываем, на какой слог падает ударение.
2. Буквы и звуки. Переписываем в столбик все буквы, входящие в слово. После каждой из букв напротив указываем соответствующий звук в квадратных скобках.
3. Согласные звуки. Указываем сначала звонкость/глухость, после этого — парность/непарность. Далее определяем твёрдость/мягкость, затем — парность/непарность.
4. Гласные звуки. Для гласных указываем, ударный этот звук или безударный.
5. Заключение. Считаем и указываем количество букв и звуков в слове.
Пример фонетического разбора слова мороз
Мороз [м а р о́ с] – 2 слога, ударение падает на 2-й слог
м – [м] – согласный, звонкий, непарный, твёрдый, парный
о – [а] – гласный, безударный
р – [р] – согласный, звонкий непарный, твёрдый парный
о – [о] – гласный, ударный
з – [с] – согласный, глухой парный, твёрдый парный
5 букв, 5 звуков
В этом примере мы можем заметить, что буква «о» в безударном слоге обозначается как [а].
Фонетический разбор слова ягода:
Ягода [й’ а́ г а д а] – 3 слога, ударение падает на 1-й слог
я – [й’] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный
[а] – гласный, ударный
г – [г] – согласный, звонкий парный, твёрдый парный
а – [а] – гласный, безударный
д – [д] – согласный, звонкий парный, твёрдый парный
а – [а] – гласный, безударный
5 букв, 6 звуков
В данном примере мы видим, что звуков может оказаться больше, чем букв. Но есть и обратные случаи.
Фонетический разбор слова солнце
Солнце [с о́ н ц э] – 2 слога, ударение падает на 1-й слог
с – [с] – согласный, глухой парный, твёрдый парный
о – [о] – гласный, ударный
л – не даёт звука
н – [н] – согласный, звонкий непарный, твёрдый парный
ц – [ц] – согласный, глухой непарный, твёрдый непарный
е – [э] – гласный, безударный
6 букв, 5 звуков
Освоить данную тему — непросто, но важно: часто это задание попадается на диктантах и контрольных. Поэтому, если у вас есть сложности, мы предлагаем помощь наших специалистов. Опытные репетиторы выявят, что нужно повторить в первую очередь и составят подробный план обучения уже на первом занятии. Попробовать можно бесплатно — записывайтесь на урок по форме ниже 💜
Комментарии 0