Упражнения для улучшения памяти: 7 действенных способов
Чтобы помнить важное, нужно не только учиться, но и отдыхать. А ещё тренировать мозг и создавать оптимальные условия для его работы. Рассказываем, какие упражнения для улучшения памяти существуют и что учёные советуют детям.
Правило трёх «С»: сон, стресс, спорт
Высыпаться
Если ребёнок жалуется на память и при этом постоянно недосыпает, советы не помогут. Необходимо придерживаться режима: ложиться и вставать в одно и тоже время и спать около 8 часов. Ночной сон — отдых для человека, однако мозг в это время активно работает. Именно во время сна впечатления прожитого дня и полученная информация сортируется, забывается или отправляется в долгосрочное хранение.
Полноценный ночной сон состоит из циклов длительностью 1,5 часа, поэтому чистое время сна должно составлять не менее 7,5 часов. Днём тоже полезно вздремнуть хотя бы 20 минут. Это позволит ребёнку улучшить когнитивные способности и лучше запомнить информацию во второй половине дня.
Доброе утро — залог успешного дня. Если ваш ребёнок с трудом просыпаетесь по утрам, воспользуйтесь нашими советами, которые помогут начинать день с хорошего настроения.
Взять стресс под контроль
Стресс при подготовке к важному экзамену или конкурсу положительно влияет на кратковременную память, а затянувшаяся хандра наоборот. Если ребёнок живёт в постоянном страхе и напряжении, то это может сказаться на его умственной работе. О том, как помочь ребёнку справиться со страхом провала, рассказываем в этой статье.
Двигаться
Физическая активность имеет и краткосрочное, и долгосрочное влияние на работу мозга. Даже 20 минут прогулки быстрым шагом активизируют приток крови и поступление кислорода. В результате школьник будет чувствовать себя бодрее и сможет легче воспринимать информацию.
Даже исследования пожилых людей показали, что регулярные тренировки — трижды в неделю по часу — улучшают память. Причём лучшим способом поддержать умственные способности оказались аэробные нагрузки. Так что между тренажёрным залом и пробежкой лучше выбирать второе. Велосипед, ролики, танцы, футбол или плавание тоже подойдут.
Научный подход к запоминанию
Возвращаться к материалу сразу после занятия
Исследователь памяти Г. Эббингауз в конце XIX века выяснил, что в первые 20 минут можно закрепить большую часть информации. Чем дольше ребёнок откладывает повторение материала, тем меньше информации потом сможет восстановить. Поэтому школьнику стоит вернуться к изученной теме в течение часа, и хотя бы ещё раз в течение дня.
Упражнения для улучшения памяти: отвечать на вопросы
Худший способ повторить материал — перечитать конспект или пересмотреть видеолекцию. Мозг школьника будет лениться и просто игнорировать уже знакомые, но малоинтересные данные. Чтобы извлечь максимум пользы из учебных занятий, посоветуйте ребёнку отвечать на вопросы после параграфа или сделайте это вместе с ним. Это скучно, трудно и потому так непопулярно среди школьников. Однако именно поиск ответов на вопросы к тексту даст наибольший эффект.
Более интересный способ запомнить материал — составить вопросы к пройденной теме самостоятельно. Их можно оформить как интерактивную игру, например, на сайтах Wordwall.net или Quizlet.com. Если ребёнок готовится к контрольной вместе с одноклассниками, предложите им составить несколько вопросов и обменяться ими.
Упражнения для улучшения памяти: задействовать эмоции
Наиболее яркие воспоминания связаны с сильными эмоциями. Если занятия проходят в дружеской атмосфере, ребёнок будет вовлечён в процесс и запомнит больше, чем на скучной лекции.
Также стоит выбирать для школьника такую форму подачи материала, которая мотивирует даже взрослых. Подойдут учебники и монографии остроумных авторов, видеолекции харизматичных преподавателей, онлайн-викторины и тесты.
При выборе репетитора для ребёнка, обращайте внимание не только на его опыт, но и на стиль работы: темп речи, логику занятия, отношение к вопросам и ошибкам ученика.
Упражнения для улучшения памяти: подходить к учёбе творчески
Лучший способ оставить знания в долгосрочной память — стать соавтором материала. Вместо классических конспектов создавайте вместе с ребёнком интеллект-карты, словари, таймлайны и комиксы. Словарь по любому предмету можно вести отдельно или встраивать в интеллект-карту. Его можно делать иллюстрированным, если это помогает школьнику запоминать термины.
- Интеллект-карту ещё называют ментальной картой или mind-map — это краткий конспект, в котором отражены связи между разными фактами, событиями.
- Таймлайн — это линия времени, на которую удобно наносить даты научных открытий, годы правления или войн.
А если ребёнку трудно справиться с объёмом информации перед экзаменом, приходите на занятия в Тетрику. Мы помогаем разложить материал по полочкам и развить необходимые навыки для самостоятельной учёбы. Запишите своего ребёнка на бесплатный вводный урок!
Комментарии 0