Ребёнок не хочет учиться: в чём причина и что делать

ребёнок не хочет учиться что делать
Как создать условия для самостоятельной учёбы школьника и решить проблемы с мотивацией

Негативное отношение к учёбе высказывают и младшеклассники, и подростки, и выпускники. За 3 года работы мы пообщались с родителями более 40 000 учеников — и узнали, что независимо от возраста школьники испытывают похожие проблемы. Рассказываем, в чём же могут быть причины и что делать, если ребёнок совсем не хочет учиться.

Низкая мотивация

В начальной школе на уроках иногда бывает слишком легко или слишком сложно. Дело не всегда в учебном материале. Некоторые учителя требуют от школьников невозможного: писать без ошибок, сидеть молча, слушать пятиминутный монолог учителя. Для некоторых детей это непосильная задача.

Если ребёнок быстро усвоил тему, ему скучно выполнять однотипные задания в классе и дома. Бывает и наоборот: темп подачи материала высокий, а ребёнку нужно больше повторений, тренировки навыков. В результате одни дети начинают скучать, а другие перестают понимать темы. В обеих ситуациях полезно найти дополнительные занятия по школьным предметам. В 5-11 классах изучение отдельных курсов можно вынести на семейную форму со сдачей аттестации по одному или нескольким предметам в своей или любой другой школе.

Как мы это решаем в Тетрике? На первом уроке методисты школы оценивают текущий уровень школьника и составляют индивидуальный план развития — чтобы не было и слишком легко, и слишком скучно. На протяжении всего процесса обучения преподаватель подстраивает программу под ученика. За этим отдельно следят специалисты контроля качества.

Отношение учителя

Вашему ребёнку может не повезти с учителем, который относится к нему предвзято. И учителя старой закалки, и молодые педагоги совершают непростительные промахи. Некоторые из них навешивают ярлыки, судят о способностях ребёнка по его поведению или речи, используют неподходящие методы проверки знаний. Например, застенчивый ученик не может ответить на вопросы у доски перед классом. Однако способен дать верные ответы на письменные задания. Учитель может требовать и устных, и письменных ответов, аргументируя свою позицию тем, что в жизни нужно уметь всё. С этим посылом трудно спорить, но в нём логическая ошибка.

Чтобы подготовить ребёнка к жизни, его нужно не экзаменовать у доски, а учить строить устные высказывания. Постоянный стресс перед классом только уменьшает мотивацию учиться. А ещё подрывает самооценку и меньше всего помогает развить ораторские умения. Расспрашивайте ребёнка о том, как проходят уроки. Интересуйтесь, за что ставят отметки, беседуйте с учителем, чтобы составить полную картину. Если окажется, что учитель не нашёл подход к вашему ребёнку, попробуйте перевести его в другой класс, школу или на семейное образование.

Как мы это решаем в Тетрике? Только 1/47 кандидатов становится преподавателем нашей школы. Мы смотрим на опыт и коммуникативные навыки, гибкость в общении и желание развиваться. Каждый преподаватель работает с методистом и постоянно совершенствует свои навыки. Кроме того, мы следим за качеством занятий и внимательно относимся к отзывам учеников и родителей.

Проблемы в общении со сверстниками

Сейчас травлю начали воспринимать всерьёз, а не как часть нормального детского общения. Вмешательство взрослого бывает необходимо для восстановления порядка. Важно выяснить, не стал ли ваш ребёнок жертвой, активным участником или свидетелем издевательств в школе. На сайте травлинет.рф родители, учителя и школьники могут получить информационную и методическую поддержку.

Не только травля ослабляет мотивацию к учёбе. Ребёнок может тяжело переживать смену школы, расставание с друзьями после переезда или просто нехватку общения. Бывает, что ребёнка не травят, но и не принимают в коллективе, а он это остро чувствует. Наладить общение в школе иногда удаётся со временем. Чтобы быстрее обрести поддержку единомышленников, ребёнку стоит найти кружок или секцию по интересам. Это могут быть очные или онлайн-занятия в группе.

Как мы это решаем в Тетрике? Помимо индивидуальных занятий у нас есть группой формат. Занятия в группах по 3-4 человека не менее эффективные, чем одиночные. Проверено! А ещё наши ученики дружат и общаются помимо занятий.

Избыточный контроль родителей

Для многих родителей школьные успехи ребёнка настолько важны, что они вместе делают уроки. Как только ребёнок поймёт, что важны не его цели и результаты, а домашка, сделанная по маминому идеалу, пишите пропало. Обязанность родителей — создать условия для выполнения домашних заданий. Вы покупаете стол, стул, письменные принадлежности, а также напоминаете, когда садиться за уроки. Если ребёнок попросит, можете проверить и подсказать, как исправить ошибки. Всё остальное необходимо доверить школьнику.

Когда для мамы или папы учёба важнее, чем для ребёнка, у него исчезает возможность хотеть учиться самостоятельно. Если вам трудно удержаться, чтобы не заставить ребёнка ещё раз переписать всё на чистовик. Или если вы сильно огорчаетесь, когда ребёнок приносит более низкую отметку, чем вы ожидали — можно обсудить это с психологом. 

Как мы это решаем в Тетрике? Чтобы родители не волновались, после каждого занятия мы высылаем сообщение с обратной связью по уроку. К нам всегда можно прийти с любыми сомнениями и тревогами.

Перегрузка школьника

В погоне за успехами родители часто предлагают школьникам дополнительные занятия. Гармоничное развитие: физическое, интеллектуальное, духовное требует времени и сил. При этом психофизиологические возможности у детей разные. Поэтому нельзя сравнивать, что и как успевает сделать ваш ребёнок и кто-то из сверстников. Один ученик делает домашку на переменах, после школы бежит на футбол, в музыкальную школу и на английский. Другой едва справляется с учебной нагрузкой в школе, допоздна просиживает над уроками, а вытащить его в бассейн в воскресенье не так-то просто.

Вы лучше всех знаете своего ребёнка: присмотритесь к нему, прислушайтесь. Если кажется, что он не успевает восстанавливаться, отмените все кружки и секции, понаблюдайте. Будьте готовы к тому, что от нескольких занятий придётся отказаться. Важно дать ребёнку оптимальную нагрузку, чтобы он не заболел от переутомления. А любые курсы можно наверстать позже, например, в форме каникулярных погружений или выездных школ.

Как мы это решаем в Тетрике? Даже если ребёнок пришёл к нам с амбизициозной целью (например, подготовиться за месяц к олимпиаде по биологии), мы пытаемся выстроить занятия так, чтобы у него осталось время на отдых.

Уже 3 года мы помогаем детям получать удовольствие от учёбы: заниматься без перегрузов, находить мотивацию и разбираться в самых сложных темах. Своих целей добились уже 40 000 наших учеников! Считаем, это стоит отметить. Присоединяйтесь к празднику!

Задувайте свечи на торте и участвуйте в розыгрыше iPhone13, фена Dyson, сертификатов в Ozon и Lamoda. Всех ждёт гарантированный приз: скидка на обучение в Тетрике 2500 рублей.