Переходные и непереходные глаголы
Переходные и непереходные глаголы обычно изучаются в 6-м классе, однако эта тема может появиться и на ЕГЭ. Эта статья поможет вам вспомнить основные различия между этими видами глаголов и закрепить знания с помощью примеров.
Переходность глагола
Переходность глагола — это способность глагола управлять существительным в винительном падеже без предлога. Это значит, что действие, выраженное глаголом, «переходит» на объект, обозначенный существительным.
Например, в предложении «Он читает книгу» глагол читает является переходным, так как действие направлено на объект — книгу.
Глаголы делятся на два больших класса по переходности:
📎 Переходные — те, которые управляют существительными в винительном падеже без предлога.
📎 Непереходные — те, которые не могут управлять существительными в винительном падеже без предлога.
Значения и особенности переходных глаголов
Переходные глаголы обозначают действия, направленные на конкретный объект. Этот объект обычно выражается существительным в винительном падеже. Например:
📌 Он пишет письмо.
📌 Я люблю музыку.
Главная особенность переходных глаголов — наличие прямого дополнения, то есть объекта, на который направлено действие.
Можно выделить следующие значения переходных глаголов:
→ создание или изменение объекта (написать статью, сломать стул);
⇢ восприятие (ощущать мороз, слышать шорох);
→ отношение к объекту (любить плавание, предпочитать контрастный душ).
Из переходных глаголов образуются страдательные причастия, например: открыть дверь → открытая дверь.
Читайте по теме: Совершенный и несовершенный вид глагола
Значения и особенности непереходных глаголов
Непереходные глаголы обозначают действия, которые не могут быть направлены на объект напрямую. Такие глаголы не могут управлять существительным в винительном падеже без предлога. Например:
- Задуматься о будущем.
- Лететь на самолёте.
Обычно непереходными являются глаголы с суффиксами:
- -ся, -сь (готовиться, познакомиться, стараться, волноваться и др.);
- -е- (желтеть, висеть, болеть и др.);
- -нича-(-ича) (умничать, жадничать, кокетничать и др.).
Непереходные глаголы могут обозначать:
- движение (летать, ехать);
- психическое или физическое состояние (мечтать, приболеть);
- род деятельности, занятия (рукодельничать, столярничать);
- развитие качеств или состояний (бледнеть, увеличиваться).
Как определить переходность глагола
Чтобы определить переходность глагола, нужно задать к нему правильный вопрос:
1. Задайте вопрос «что?» или «кого?» к дополнению после глагола. Если можно задать такой вопрос, и дополнение стоит в винительном падеже без предлога, глагол переходный. Например:
→ Я вижу (кого?) друга — переходный.
→ Он смотрит (что?) сериал — переходный.
2. Если дополнение требует предлога или вопрос к нему нельзя задать, глагол непереходный. Например:
→ Он смеётся над шуткой (над чем?) — непереходный.
→ Мальчик бежит (куда?) к парку — непереходный.
Проверьте себя
Попробуйте определить, переходные или непереходные глаголы приведены в следующих предложениях:
1. Мама готовит ужин.
2. Я занимаюсь вокалом.
3. Снег идёт весь день.
4. Мы гуляем в парке.
5. Он рисует картину.
Ответы:
1. переходный;
2. непереходный;
3. непeреходный;
4. непереходный;
5. переходный.
Переходные и непереходные глаголы — это важные категории, различающиеся по способности управлять дополнением. Понимание этих различий поможет вам правильно строить предложения и точно выражать смысл своих высказываний.
Если после прочтения у вас всё ещё остались вопросы, приходите на бесплатное вводное занятие в нашу онлайн-школу. Репетиторы имеют большой опыт преподавания и помогут разобраться с любой темой ⤵️ 💜
Очень прекрасные и понятливые уроки.
Благодарю вас за заботу.