

Как говорить с ребёнком о смерти
Мы часто избегаем разговоров о смерти, потому что хотим уберечь детей. Но задача родителей — не только защищать, но и помогать справляться с трудными событиями. В статье рассказываем, почему важно говорить с ребёнком о смерти и как правильно подойти к этой теме.
Почему важно говорить с ребёнком о смерти
Смерть — это часть жизни. И как бы нам не хотелось уберечь ребёнка от всего страшного в этом мире, избегать тяжёлых тем — не лучший путь. Намного важнее быть рядом, честно объяснить происходящее и помочь пройти через это. Ребёнок должен понимать, что такое смерть, чтобы:
👉 Не воспринимать её как что-то ужасное и противоестественное. Дети склонны фантазировать. Если не поговорить с ними прямо, они могут придумать пугающие объяснения — а это только усилит тревогу.
👉 Научиться жить в мире без умершего. Принятие утраты — сложный, но необходимый процесс. Когда ребёнок поймёт, что умерший не вернётся, ему станет легче адаптироваться к новой реальности и продолжить жить.
👉 Снизить уровень страха и тревожности. Незнание и неопределённость вызывают у детей гораздо больше страха, чем правда. Обсуждение смерти поможет называть и проживать чувства, а не подавлять их.
👉 Сохранить доверие. Если родители дают ложные объяснения (например, «дедушка уехал»), рано или поздно ребёнок узнает правду. И тогда может почувствовать себя обманутым. Открытость и честность, даже в трудных темах, помогают строить прочные доверительные отношения.
🤍
Говорить о смерти непросто. Но если делать это с любовью, вниманием и по-настоящему быть рядом, ребёнок справится. А вместе с этим получит ценный опыт.
Как говорить о смерти с детьми разных возрастов
Есть одно важное общее правило: нужно говорить правду. Не стоит скрывать смерть близкого или заменять её сказками. Ребёнок будет ждать, надеяться. И это помешает ему прожить утрату. А родителям будет всё труднее поддерживать легенду и отвечать на вопросы.
Как именно говорить с детьми о смерти, зависит от возраста. Вот что стоит учитывать ⤵︎
Дети 3–5 лет
Малыши не до конца понимают разницу между фантазией и реальностью. Им может казаться, что смерть — временное состояние, после которого можно «проснуться» или «вернуться». Именно поэтому так важно не избегать слов «смерть» и «умер», а проговаривать их прямо, но бережно. Используйте простые и понятные формулировки: «человек умер — это значит, что его тело больше не работает: он не дышит, не ест, не чувствует». И отвечайте на вопросы, даже если они кажутся странными или повторяются снова и снова.
Младшие школьники 6–10 лет
К этому возрасту дети уже точно сталкивались с понятием смерти — в книгах, мультфильмах, разговорах с одноклассниками. Как раз к 6–7 годам формируется представление о смерти и понимание необратимости утраты. Когда появится необходимость поговорить с ребёнком о смерти, объясните, что происходит на физиологическом уровне: «сердце остановилось», «организм перестал бороться с болезнью». Говорите спокойно, но прямо, и помогите ребёнку прожить эмоции: «Да, это грустно. Ты можешь плакать. Мне тоже больно. Я рядом».
🤍
Дети в этом возрасте могут тяжело переживать утрату, но при этом довольно быстро возвращаются к обычной жизни — это нормально. Не стоит ждать от них «взрослой» реакции на смерть.
Подростки 11–16 лет
Подростки уже понимают, что такое смерть, но могут не знать, как именно себя вести в ситуации утраты. Их реакция может быть разной — от внешнего равнодушия до агрессии, замкнутости или резкой смены настроения. Важно помнить: даже если снаружи кажется, что подросток «держится», внутри он может испытывать сильные эмоции.
Лучше всего говорить открыто и честно — подростки чувствуют фальшь. А также уважать их эмоции и давать пространство. Но не оставлять один на один с утратой: предложить поговорить; спрашивать, как он себя чувствует.
В подростковом возрасте дети часто интересуются темой смерти и даже романтизируют её. Это стадия взросления, попытка осмыслить конечность жизни. Но родителям всё равно нужно присмотреться к ребёнку и поговорить о том, что смерть — не решение проблем. В жизни всегда есть шанс начать заново, а боль и трудности — временные.
🤍
Подростки осознают трагичность смерти, но не в отношении себя. Им часто кажется, что с ними ничего случиться не может. Это одна из причин подростковых рисков и суицидов. Вовремя начатые разговоры могут спасти жизнь.
Не обязательно ждать реальной утраты, чтобы начать говорить с ребёнком о смерти. Можно обсуждать книги, фильмы, новости. Такие разговоры помогут ребёнку сформировать внутреннюю опору и подготовят к трудным ситуациям. Вот список фильмов и книг, с помощью которых можно начать разговор о смерти ⤵︎
🎞 Фильмы:
- «Песнь моря» (6+), 2014.
- «Душа» (6+), 2020.
- «Тайна Коко» (6+), 2017.
- «Вверх» (0+), 2009.
- «Мост в Терабитию» (6+), 2007.
📚 Книги:
- «Мой дедушка был вишней» (6+), Анджела Нанетти.
- «Утка, смерть и тюльпан» (6+), Вольф Эльбрух.
- «Парко» (6+), Алекс Ногес и Гуриди.
- «Чудесный сад Эвана» (0+), Брайан Лиис.
- «Меня зовут смерть» (0+), Элисабет Хелланд Ларсен, Марине Шнейдер.
Типичные вопросы ребёнка о смерти и как на них отвечать
Дети задают много вопросов обо всём, в том числе и о смерти. Особенно когда сталкиваются с ней впервые. Ниже — типичные вопросы и что можно ответить ребёнку ⤵︎
Что такое смерть?
«Смерть — это часть жизни. Все рождаются и умирают: и цветы, и животные, и люди. Это значит, что их тело больше не работает: они больше не дышат, не чувствуют и не могут вернуться к жизни».
Почему люди умирают?
«По-разному. Иногда от старости — когда тело уже устало и не может больше работать. Иногда — из-за тяжёлой болезни или несчастного случая. Но чаще всего — потому что прожили долгую жизнь и пришло их время».
А он (она) вернётся?
«Это очень грустно, но нет, не вернётся. Его жизнь закончилась. Но мы будем помнить его, рассказывать истории, хранить фотографии и продолжим любить. Так он будет жить в нашей памяти».
А я тоже умру? А ты?
«Да, все люди когда-нибудь умирают. Но перед этим мы проживём долгую и счастливую жизнь. Я ничего не могу обещать, но очень постараюсь быть рядом столько, сколько тебе нужно. Буду следить за своим здоровьем и хорошо жить».
Почему одни умирают раньше, а другие живут дольше?
«У всех разная жизнь. Кто-то рождается с болезнью, кто-то попадает в опасную ситуацию, а кто-то доживает до глубокой старости. Мы не всегда можем это понять или объяснить. Но одно мы точно знаем — все моменты жизни важны, даже если их было не так много».
Больно ли умирать?
«Когда человек болеет, ему может быть больно. Но когда наступает сама смерть, человек уже ничего не чувствует — ни боли, ни страха».
Можно ли спасти умирающего?
«Иногда — да. Врачи стараются сделать всё, что могут. Но бывают ситуации, когда спасти человека уже невозможно. Это очень грустно, но не всегда мы можем что-то изменить».
🤍
Если вы не знаете, как ответить на тот или иной вопрос, говорите честно: «Я не знаю». И пообещайте подумать над ответом. И обязательно подумайте и дайте ответ, если ребёнок спросит снова.
Как помочь ребёнку прожить горе
Если пришло время рассказать ребёнку о смерти — близкого человека или, например, любимого питомца — не откладывайте разговор. Ребёнок всё равно почувствует, что что-то происходит, и если он останется один на один с тревогой и догадками, это только усилит его страхи. Лучшее, что вы можете сделать, — быть рядом, говорить честно и поддерживать.
1. Сообщайте новость в спокойной обстановке. Выберите тихое, безопасное место, где вас никто не будет отвлекать. Посмотрите ребёнку в глаза, обнимите, держите за руку — телесный контакт помогает почувствовать присутствие. Говорите спокойно, простыми словами, используйте понятные формулировки.
2. Примите любые его эмоции. Ребёнок может плакать, злиться, молчать, смеяться или вообще ничего не сказать — у всех своя реакция на горе.
3. Покажите, что горевать — это нормально. Не бойтесь показывать свои чувства и эмоции. Объясните, что скорбеть и плакать — это не стыдно.
4. Помогите ребёнку проститься. Проститься с умершим — важный шаг на пути принятия утраты. Даже если речь идёт о питомце, подумайте, каким будет прощание: похороните его вместе, посадите цветок, сделаете слепок лапки, напишите письмо.
Если умер близкий человек, обсудите в семье, стоит ли брать ребёнка на кладбище. Если да — убедитесь, что с ним рядом будет кто-то из близких, кого он знает и кто сможет поддержать. Это должен быть взрослый, который сам не переживает утрату слишком остро.
Если решите не брать ребёнка на похороны — объясните это и предложите другую форму прощания: сходите вместе на могилу, нарисуйте рисунок, зажгите свечу.
5. Вспоминайте умершего с любовью. Рассказывайте истории, пересматривайте фото, вместе рисуйте, вспоминайте смешные моменты. Сохраните вещи на память: любимую рубашку, часы, книгу, украшение, ухаживайте за растениями. Это помогает сохранить связь с умершим, не отрицая того, что он ушёл.
🤍
Иногда родителям самим тяжело справляться с утратой, и в таком состоянии сложно поддерживать ребёнка. В этом случае не стесняйтесь обратиться за помощью — это не слабость, а забота о будущем вашего ребёнка.
Обратиться к детскому психологу стоит, если ⤵︎
— Вы сами глубоко горюете. В сильной боли мы часто не замечаем, что чувствуют близкие.
— Тема смерти становится навязчивой для ребёнка. Он часто о ней говорит, пугается, боится за себя и родных.
Чего не стоит делать во время разговора о смерти с ребёнком
1. Не избегайте разговора. Молчание, уклончивые ответы или внезапная смена темы создают у ребёнка ощущение тревоги.
2. Не используйте эвфемизмы. Фразы вроде «он уехал», «уснул», «улетел на небо» могут сбить с толку и вызвать ненужные страхи. Например, если вы говорите, что кто-то «заснул и не проснулся», у ребёнка может развиться страх засыпать. Если сказали, что «улетел», он может бояться, что никто не возвращается из путешествий.
Кроме того, появляется ложная надежда, что человек вернётся. Называйте вещи своими именами: «смерть», «умирать», «умер».
3. Не притупляйте чувства. Если говорить ребёнку не плакать и быть сильным, он научится лишь подавлять эмоции, а не проживать их. Позвольте ему чувствовать — грустить, злиться, скучать, задавать вопросы. Это и есть путь к принятию утраты.
4. Не заставляйте идти на кладбище, ничего не объясняя. Присутствие на похоронах или кладбище — важный момент прощания, но он должен быть осознанным. Нельзя просто привести ребёнка и ожидать, что он поймёт, что делать. Объясните заранее, что такое похороны, кто там будет и что будет происходить, что он может чувствовать и как себя вести. И обязательно дайте выбор: хочет ли он пойти или попрощаться по-другому.
5. Не объясняйте смерть только через болезнь. Если вы скажете просто: «Он умер, потому что болел», ребёнок может испугаться любой болезни — даже обычной простуды. Будьте конкретнее, особенно если речь о тяжёлых заболеваниях, например: «Бабушка умерла от рака. Это очень серьёзная болезнь, при которой тело сильно ослабевает, и иногда врачи не могут помочь».

Разговоры о смерти никогда не бывают простыми — особенно с ребёнком. Но именно от того, как мы говорим, зависит, будет ли школьник чувствовать страх и одиночество или поддержку и близость. Не бойтесь говорить честно. Дети умеют справляться с трудностями, когда рядом — взрослые, которые готовы обнять, выслушать и ответить на все вопросы.



Айгуль, сил вам 🫂
Здравствуйте, очень хорошая статья. Сейчас проходим с дочерьми именно этот этап жизни. Сказала сразу, что папы не стало. Постаралась провести все достойно. Друг друга стараемся поддерживать. Стараемся принять…
Хорошая статья, легко воспринимается к пониманию. Спасибо
Очень хорошая полезная статья