Дислексия: причины, признаки и принципы обучения
Что такое дислексия и в чём её особенности? Какие сложности в обучении могут возникнуть у ребёнка с таким нарушением? Как распознать дислексию у школьника, какие у неё признаки? Как родители могут помочь своим детям с такой проблемой? На все эти вопросы отвечаем в статье ⤵
Что такое дислексия
Дислексия — расстройство, при котором у человека возникают трудности с чтением и пониманием прочитанного. Например, ребёнок может переставлять слова, пропускать буквы и слоги, путать окончания, замещать одно слово другим и т. д.
Согласно научным исследованиям, дислексия встречается у 20% людей. Однако официально диагноз получают не более 3% детей, у которых наблюдаются низкие показатели чтения по сравнению с их сверстниками.
Дислексия отличается от трудностей с чтением, причиной которых являются проблемы со слухом, зрением или недостаточной образовательной средой.
Различают несколько типов дислексии:
- Фонематическая: сложности в различении похожих звуков (фонем).
- Семантическая: «механическое чтение», при котором мозг тратит все усилия на правильное прочтение текста, не успевая осознать его содержание.
- Аграмматическая: трудности с правильным построением фраз и предложений, косноязычная речь: ошибки в падежах и окончаниях.
- Мнестическая: проблемы с пониманием связи между буквами и звуками; может проявляться уже на этапе обучения алфавиту.
- Оптическая: чтение может происходить зеркально, с «перескоками» между фрагментами текста и путаницей при написании букв.
Причины возникновения дислексии
Дислексия имеет неврологические, наследственное происхождение и обусловлена особенностями восприятия звучащей речи и текста мозгом.
📌
Трудности с чтением не отражают уровень интеллекта ребёнка и не являются следствием его лени. Генетика влияет на функционирование мозга, и изменить это невозможно.
Дислексия может быть и приобретённой. Например, вследствие травмы мозга, инсульта или деменции. Её также называют алексией.
Дислексики часто пишут с ошибками, однако это нарушение не стоит путать с дислексией. У неё есть своё название — дизорфография или дисграфия, у которых также есть свои различия.
Какие трудности сопутствуют дислексии:
- проблемы с памятью, вниманием и концентрацией;
- трудности с выстраиванием последовательностей знаков и действий;
- сложности с планированием, пересказом прочитанного и письмом.
Симптомы, указывающие на дислексию
Трудности с чтением не всегда указывают на дислексию. Но важно обратить внимание на определённые признаки, которые могут свидетельствовать о наличии этого расстройства ⤵
Проявления дислексии в дошкольном возрасте:
- Задержка психомоторного развития: трудности с одеванием, моторными навыками во время игр, неуклюжее держание пишущих принадлежностей.
- Ребёнок путает право/лево, вперёд/назад и др.
- Медленная скорость мышления.
- Трудности с соотнесением слов с их значением, подбором слов по картинкам или называнием предметов.
- Несвязная речь, проблемы с произношением, несоответствие звуков и букв, а также сложности с изучением алфавита.
Проявления дислексии в младших классах:
- Проблемы при чтении: ребёнок пытается «угадать» написанное, часто заменяет, переставляет или добавляет лишние буквы и слова.
- Медленное формирование звукобуквенных ассоциаций: ошибки в прочтении букв, затруднения в их запоминании.
- Разнообразие ошибок при чтении, даже одного и того же текста.
- Медленное чтение вслух.
- Эмоциональное напряжение, страх, стеснение и дискомфорт при чтении.
С третьего класса и далее дислексия может проявляться так:
- Замедленное чтение по слогам, трудно читать целые слова.
- Ошибки в тексте: пропуски, добавление или потеря частей слова, орфографические ошибки, не связанные с уровнем грамотности.
- Трудности при чтении: теряет строку, несколько раз перечитывает одну и ту же часть текста.
- Проблемы с пониманием прочитанного, заданий как письменных, так и устных.
- Расхождения между устным и письменным выражением мыслей.
- Трудно ориентироваться в справочных материалах, словаре, учебниках, энциклопедиях и изучать иностранные языки.
Дислексия может быть выявлена на различных этапах жизни. Многие взрослые даже никогда не осознавали наличия у себя расстройства и обнаруживали его, только сталкиваясь с трудностями в чтении и письме.
📌 Для более глубокого понимания детей с дислексией и подхода к их обучению можно посмотреть фильм «Звёздочки на земле» (6+, 2007 г.).
Положительные стороны дислексии
Хотя дислексия и воспринимается как расстройство, она имеет свои преимущества. Исследования показали, что люди с дислексией могут обладать уникальными способностями к креативному и визуальному мышлению. А их способность видеть и обрабатывать информацию способствует успеху в различных творческих областях.
Кроме того, люди с дислексией часто демонстрируют высокий уровень настойчивости и адаптируемости, что помогает им преодолевать трудности и достигать успеха в жизни.
Принципы обучения ребёнка дислексика
Ребёнку с дислексией важно научиться работать со звуками, разбирать слова на морфемы, а также понимать структуру предложений и расширять словарный запас для уверенного чтения.
Подбор индивидуальной программы обучения должен быть совместным усилием родителей, психолога, логопеда и педагога. Эти специалисты помогут корректно диагностировать нарушения и поддерживать развитие ребёнка на всех уровнях.
Поскольку в традиционной школе не всегда предоставляется необходимый индивидуальный подход, стоит рассмотреть переход на семейное образование.
Методы обучения и поддержки детей с дислексией:
- Занятия с логопедом: хотя большинство людей с дислексией изъясняются нормально, могут наблюдаться задержки в речевом развитии.
- Языковые игры: использование детских песен, ролевых игр и инсценировок способствует более эффективному обучению.
- Коррекционное обучение: индивидуальные занятия или уроки в мини-группах позволят изучать материал в удобном темпе.
- Чтение вслух вместе с ребёнком может стать большой помощью на начальных этапах. Важно при этом, чтобы родитель отслеживал слова по строчкам. Так ребёнок поймёт связь между графемами и фонемами, а также увидит написание слов и процесс чтения в действии.
Рекомендации для родителей при работе с детьми дислексиками:
- Предоставить больше времени на выполнение заданий.
- Позволить демонстрировать знания нестандартным образом, подходить к этому креативно.
- Разрешить записывать занятий на диктофон, чтобы не тратить силы и время на чтение.
- Расширять кругозор и словарный запас через чтение вслух + перечитывать книги по несколько раз.
- Выписывать непонятные и незнакомые слова и обсуждать их.
Дислексия может способствовать развитию уникальных талантов и способностей ребёнка, ценных в различных профессиональных и творческих областях. Главное — своевременно выявить расстройство и начать коррекционные занятия. И не менее важна для малыша поддержка родителей, вера в его силу и уникальность!
Вы можете пройти бесплатную диагностику на нашей онлайн-платформе, где логопед проверит:
- как ребёнок произносит звуки и буквы, умеет ли различать их на слух;
- может ли понять, где в слове стоит тот или иной звук;
- его словарный запас, грамматический строй и связность речи.
По итогу проверки специалист расскажет, насколько речь и развитие ребёнка соответствуют возрастной норме, а также даст рекомендации для дальнейших занятий 💜
Отличная полная статья для понимания, что это такое, как с этим жить и развиваться!
Статья очень полезна. Благодарю. Как записаться на диагностику бесплатную к логопеду?
Эта статья оказалась очень полезной и легко воспринимаемой.