Как перестать делать уроки за ребёнка и начать жить

Что мешает ребёнку учиться самостоятельно и как ему помочь

Необходимость совместно делать уроки отравляет жизнь многих семей. Ведь часто проверка и выполнение домашки откладывается на поздний вечер, когда все устали. Рассмотрим типичные причины ученической несамостоятельности и способы помочь ребёнку.

Убедитесь, что ребёнок не перегружен

Психологи и педагоги говорят о том, что у школьника должно быть около 2-2,5 часов свободного времени каждый день. Это время не включает душ, завтрак, дорогу до школы и обратно. Если после уроков ваш ребёнок мчится на секцию, а придя домой включает онлайн-занятие по иностранному языку, не удивляйтесь, что у него нет сил делать уроки. 

Проанализируйте, куда уходит время вашего ребёнка каждый день. Расспросите его, насколько он устаёт, что его тяготит, а какие занятия приносят радость. Подумайте, от каких дополнительных активностей можно отказаться, чтобы разгрузить ребёнка. Если же все кружки, курсы и секции кажутся значимыми, решите, как быть с домашними заданиями.

В некоторых семьях детям разрешают вообще не делать уроки из-за чрезмерной нагрузки. Другие родители, оценив затраты времени, переводят детей на семейное образование. Это помогает сократить время на освоение школьной программы. Семейники тратят в разы меньше времени на изучение предметов и им не приходится делать уроки.

Ответьте себе вопрос: «Для чего мой ребёнок делает уроки, и почему мне важно, чтобы он выполнял домашние задания сам?» Возможно, вы по-новому увидите ситуацию с уроками и придумаете оптимальное решение для вашей семьи.   

Помогите выполнить высокие требования

Иногда требования учебной программы превышают возможности ребёнка. Например, ученик с незначительной задержкой в развитии по настоянию родителей поступает в обычную школу. Даже если внешне и в общении ребёнок не отличается от сверстников, ему будет трудно соответствовать им в учёбе. То же происходит с некоторыми детьми при поступлении в лицей, гимназию или узкоспециализированный интернат. Даже при переходе из обычной школы в спальном районе в престижное образовательное учреждение.

Важно признать, что способности ребёнка пока не позволяют ему самостоятельно справляться с нагрузкой. Это не значит, что уроки с ним придётся делать до окончания школы. Однако ему потребуется несколько месяцев, чтобы развить учебные и предметные навыки, накопить багаж знаний, адаптироваться к среде и режиму занятий.

Если у вас нет времени, терпения или знаний, чтобы помочь ребёнку, привлеките другого родственника или репетитора. На индивидуальных занятиях преподаватель поможет разобрать сложный материал и даст столько заданий, сколько нужно вашему ребёнку. Ещё один положительный момент таких занятий — ощущение собственной успешности, радость от понимания нового. Это чувство будет поддерживать ребёнка и вселять уверенность в собственные силы в школе.

Научите учиться

Серьёзная проблема, которая мешает школьникам делать уроки — недостаток самоорганизации. Многие ученики забывают обо всём до прихода родителей. Они играют в видеоигры, смотрят видео в интернете, общаются, потому что не могут заставить себя сесть за учёбу. Если без взрослых ребёнок вообще не способен взяться за дело, не ждите быстрых результатов, вам предстоит долгий путь.

Умение учиться обычно формируется в начальной школе, это занимает 3-4 года. Привычка выполнять задания своевременно, готовить стол к работе, находить нужную информацию, оформлять задачи требует внимания и мотивации. Начните с малого. Например, научите ребёнка разбивать уроки на категории срочных и несрочных, важных и менее важных. Можно помечать задания в дневнике цветными карандашами или выписывать в ежедневник, который всегда должен быть перед глазами.

Методик для организации дел много. Но лучше осваивать их по очереди и уделять каждой не менее недели. Например, многие школьники боятся приступать к урокам, потому что задают очень много. Это убивает мотивацию. Приучите ребёнка смело просматривать весь список заданий по одному предмету и выбирать самое лёгкое, чтобы сделать его в первую очередь. Главное — начать, а потом страх уменьшается.

Организуйте поддержку

Если вы попробовали и никакие методики не работают, а вы по-прежнему до ночи вместе сидите над тетрадками, найдите помощника. Часто ученику нужно только внимание, небольшая побудителная сила со стороны. Например, бабушка, которая сидит рядом и подбадривает, учитель на продлёнке, который напоминает, что пора делать домашние задания. Или даже одноклассник, с которым можно учиться по видеосвязи.

Старшеклассники и студенты часто готовятся к экзаменам вместе. Это помогает перестать откладывать работу и начать штудировать конспекты. А ещё совместные занятия, обсуждения, шутки помогают лучше разобраться в материале и прочнее запомнить. Конечно, в компании сверстников дело идёт не так быстро, как с репетитором. Зато это бесплатно и результативнее, чем в одиночку.

Ещё один вариант поддержки для школьника, который делает уроки — тьюторское сопровождение. Тьютор — не репетитор, но он умеет учить самостоятельности. С помощью вопросов и упражнений тьютор помогает ребёнку развить мягкие навыки. В результате через несколько недель школьник сможет более ответственно и самостоятельно выполнять задания: планировать свою работу, отличать, что он знает, а чего не знает, находить нужную информацию в книгах или в интернете.