Сочинение ЕГЭ по русскому: как получить максимум баллов

Большинство школьников боится писать тренировочные экзамены по этому предмету, потому что не уверены в своих способностях.  Однако чтобы получить высокий балл по русскому языку, достаточно знаний из школьной программы. Здесь важно не заучить правила, а знать критерии оценивания и структуру написания.

Критерии оценивания и баллы за сочинение

Чтобы набрать максимальный балл за сочинение по русскому языку, необходимо знать и понимать каждый критерий оценки.

Содержание сочинения

Критерий 1 — формулировка проблем исходного текста

Как найти проблему? Она отражает центральную мысль рассказа — то, чему в тексте уделено больше всего внимания. Посмотрите, о чём автор пишет, какая ситуация лежит в основе текста?

Попробуйте выписать ключевые слова, из них можно составить проблему. Обычно она формулируется 2-5 словами.

  • Получите 1 балл, если правильно и без фактических ошибок обозначите проблему.
  • Если не сможете сформулировать ни одной, получите 0 баллов.

Критерий 2 — комментарий к сформулированной проблеме

Это, по мнению учеников, самый сложный критерий. Не все понимают, что здесь писать.

Запомните: комментарий — это действие в тексте, в котором иллюстрируется проблема. Зачастую таких действий два. Например, автор в начале рассказа описывает гнездо с птицей и птенцами. Потом он вспоминает о своих детях, а затем рассуждает об обязанностях родителей. Всё крутится вокруг проблемы родительства. Чтобы написать достойный комментарий, предлагаем следовать нашему плану:

  1. Пересказываем первый пример. Кратко и другими словами.
  2. Поясняем пример. Отвечаем на вопрос: «Что автор хотел этим показать?».
  3. Анализируем второй пример и поясняем его.
  4. В последнем предложении этого комментария пытаемся установить смысловую связь между двумя примерами. Почему автор использовал именно их? Может, он хотел подчеркнуть, вынести на поверхность чувства, эмоции, мысли? Какие именно?

За два примера  с пояснениями и смысловой связью без фактических ошибок можно получить целых 5 баллов!

Однако за несоответствие хотя бы в одной позиции количество баллов будет уменьшаться по одному. Соответственно, за работу без примеров-иллюстраций ИЛИ за комментарий другой проблемы (не сформулированной во втором абзаце) ИЛИ за пересказ текста (без анализа)/простое цитирование будет выставлено 0 баллов.

Критерий 3 – отражение позиции автора исходного текста

Теперь между строк попытаемся уловить отношение автора к ситуации. Это можно понять по эмоциональной окраске текста. Если автор гордится тем, о чём рассказывает, если его волнует поднятая проблема – делаем вывод, что писатель неравнодушен к тому, о чём говорится в тексте.

Использование снижающих образ детали (например, фамилии Хихикин, Водянкин или «короткая губка с усиками» Наташи Ростовой, иными словами – неприятные характеристики персонажей) также подсказывает нам отношение автора к героям, ситуации.

Правильно сформулированная позиция автора даст вам 1 балл. Если этот пункт в сочинении будет отсутствовать, или мнение писателя будет искажено — 0 баллов.

Критерий 4 – отношение к позиции автора по проблеме исходного текста

Самая интересная композиционная часть сочинения. Здесь ученик может высказать своё мнение относительно волнующей проблемы. Структура проста: согласие/несогласие с автором + аргументы. Остановимся подробно на каждом из пунктов.

1. Выражаем согласие.

Используем вводные конструкции:

  •  Я СОГЛАСЕН С АВТОРОМ И СЧИТАЮ, ЧТО…;
  •  НЕЛЬЗЯ НЕ СОГЛАСИТЬСЯ С МНЕНИЕМ …, ПОТОМУ ЧТО…;
  • Я ПОДДЕРЖИВАЮ АВТОРА В ЕГО РАССУЖДЕНИЯХ, ВЕДЬ…

2. Добавляем аргументы.

После союзов необходимо обосновать свою точку зрения. Сделать это можно двумя способами: привести пример из жизни или из литературы.

Нюанс в том, что жизненный пример не подразумевает под собой тот случай, когда вы перевели бабушку через дорогу и вдруг осознали, как важно помогать старшим.

Такой аргумент должен включать в себя событие из истории, научный факт, кинофильм или спектакль в театре. Причём в первых двух случаях необходимо указать дату и фамилии, а в последних двух — режиссёров и название картины.

Клише:

  • ОБРАЩАЯСЬ К ПОМОЩИ ЛИТЕРАТУРЫ, МЫ НАХОДИМ ОТВЕТ В ПРОИЗВЕДЕНИИ…;
  • ИЗ СПЕКТАКЛЯ …  Я ПОНЯЛ, ЧТО…;
  • ТАК, В ПРОИЗВЕДЕНИИ/ФИЛЬМЕ/РОССИИ ОТРАЖЕНА ПРОБЛЕМА…

3. Выражаем несогласие.

Вы имеете право не согласиться с автором, но, чтобы получить заветные баллы, вы должны предоставить железные аргументы. Вдруг у вас совсем нет аргументов для того, чтобы согласиться с мнением писателя, но есть контраргументы? Используйте их!

На этом основные критерии, в которые вы должны попасть, заканчиваются. Но сочинение по русскому языку не было бы таковым, если бы не проверяло ваших познаний о правилах правописания.

  • Ваша позиция + обоснование = 1 балл.
  • Ваша позиция не подкреплена аргументами или не выражена вообще = 0 баллов.

Речевое оформление сочинения

Критерий  5 – смысловая речевая связность и последовательность изложения

При написании сочинения следует придерживаться строгого плана, который поможет не растерять ваши мысли и не нарушит логики высказываний:

Вступление (постановка проблемы) – комментарий (1 + пояснение, 2 + пояснение, смысловая связь между ними) – мнение автора + ваше мнение (не забываем про аргументы!) – вывод.

Каждый пункт лучше начинать с нового абзаца. Мнение автора можно написать отдельно от вашего, это не принципиально и на баллы на влияет.

  • Работа с правильным абзацным членением без логических нарушений – 2 балла.
  • Допустили одну ошибку или промахнулись с абзацем — 1 балл.
  • Совершили более одной логической ошибки и неправильно расчленили текст на абзацы 0 баллов.

Критерий 6 – точность и выразительность речи

Здесь экзаменуемый должен показать, как разнообразна его речь и как он владеет языком. Поможет употребление синонимов, тропов, речевых оборотов.

Следует отказаться от жаргонизмов, заимствованных слов, просторечий. Избегайте коротких, обрубленных предложений. Если уместно, можно включить в текст знаки восклицания, вопроса, многоточия.

Максимальный балл здесь возможно получить, если вы получили 2/2 за 10 критерий.

  • Работа без повторов с точно выраженной мыслью будет оцениваться в 2 балла.
  • При наличии неточностей и однообразных конструкций, вы получите 1 балл.
  • При бедном словарном запасе и однообразии предложений — 0 баллов.

Грамотность

Критерий 7 – соблюдение орфографических норм

Избегаем ошибок в написании слов, правильно пишем приставки, суффиксы, расставляем буквы «н» в правильном количестве. Помним о правилах переноса слова, об употреблении прописных и строчных букв, ставим дефис только там, где он действительно нужен.

В этом поможет чтение учебников, художественной литературы, энциклопедий, словарей. 

За работу без орфографических ошибок получаем целых 3 балла.

  • 1-2 ошибки и балла уже 2.
  • 3-4 ошибки — 1 балл.
  • Больше 4 ошибок — 0 баллов.

Критерий 8 – соблюдение пунктуационных норм

Отсутствие запятой в нужном месте может стоить вам целого балла на экзамене. Поэтому проверяем каждое написанное предложение, рассуждаем над постановкой всех знаков препинания. Может понадобиться начертить схему предложения – так будет даже лучше, наглядность поможет сориентироваться в постановке запятой, дефиса, двоеточия.

Здесь оценка выстроена следующим образом:

  • Работа без ошибок (или с одной, не препятствующей пониманию текста) — 3 балла.
  • 1-3 ошибки — 2 балла.
  • 4-5 ошибок — 1 балл.
  • Более 5 ошибок — 0 баллов.

Критерий 9 – соблюдение грамматических норм

Теперь стараемся проверить все слова на правильность склонения, написания и употребления. Таких ошибок поможет не допустить задание 8 ЕГЭ. Тренируемся, решаем его. Забываем про «ляжь», «ехай», «ихний».

  • За сочинение со словами без ошибок — 2 балла!
  • 1-2 ошибки и рассчитываем на 1 единственный балл.
  • Более двух ошибок — 0 баллов.

Критерий 10 — соблюдение речевых норм

Употребление слов в неправильном, несвойственном им значении называется синдромом псевдоинтеллектуала. Это когда человек говорит глупости с умным видом. Чтобы не предстать таковым перед экзаменационной комиссией, не используем незнакомые слова, не мешаем современную лексику с лексикой других исторических эпох, избегаем плеоназмов (речевая избыточность).

Обратите внимание на словарь паронимов! Он там не просто так, слова оттуда пригодятся и в тесте, и в сочинении.

  • Отсутствие или одна речевая ошибка — 2 балла.
  • 2-3 ошибки — 1 балл.
  • Более 3 ошибок — 0 баллов.

Критерий 11 – соблюдение этических норм

Никакой агрессии в тексте быть не должно! Забываем про целый ряд слов: глупый, тупой, жирный, уродливый  и т.д.

  • За уважительное отношение к героям и событиям получим 1 балл
  • При наличии этической ошибки один балл превращается в 0.

Критерий 12 – соблюдение фактологической точности в фоновом материале

Этот критерий следит за тем, чтобы ученик знал авторов, их произведения и сюжет и вообще обладал широким кругозором. Так, если вы не уверены в жанре произведения, лучше не пишите об этом. А то получится, что многотомный роман-эпопея «Война и мир» станет рассказом, а столица США — Нью-Йорк.

  • Работа без фактических неточностей оценивается в 1 балл. 
  • Если ученик где-то соврёт или додумает сам, эта вольность оценится в 0 баллов.

Заключение

Вот мы и подобрались к концу сочинения. Попав во все критерии, не допустив ни единой ошибки, вы можете получить 24 первичных балла!

Тетрика с радостью станет вашим наставников в подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Мы определим ваш текущий уровень и составим индивидуальную программу уже на первом занятии! Нажимайте кнопку ниже, чтобы записаться на занятие 🙂