Сочинение ЕГЭ по русскому: критерии и рекомендации
Большинство школьников боится писать тренировочные экзамены по этому предмету, потому что не уверены в своих способностях. Однако чтобы получить высокий балл по русскому языку, достаточно знаний из школьной программы. Рассказываем, что нужно знать, чтобы написать сочинение ЕГЭ по русскому языку в 2024 году на 21 балл из 21.
Критерии оценивания и баллы за сочинение ЕГЭ по русскому 2024
Чтобы набрать максимальный балл за сочинение ЕГЭ по русскому языку в 2024, необходимо знать и понимать каждый критерий оценивания. Разберём их подробнее.
Содержание сочинения
Критерий 1 — формулировка проблем исходного текста.
Как найти проблему? Она отражает центральную мысль рассказа — то, чему в тексте уделено больше всего внимания. Посмотрите, о чём автор пишет, какая ситуация лежит в основе текста? Попробуйте, например, выписать ключевые слова, из них можно составить проблему. Обычно она формулируется 2–5 словами.
- Получите 1 балл, если правильно и без фактических ошибок обозначите проблему.
- Если не сможете сформулировать ни одной, получите 0 баллов.
Критерий 2 — комментарий к сформулированной проблеме.
Это, по мнению учеников, самый сложный критерий. Не все понимают, что здесь писать.
Запомните: комментарий — это действие в тексте, в котором иллюстрируется проблема. Зачастую таких действий два. Например, автор в начале рассказа описывает гнездо с птицей и птенцами. Потом он вспоминает о своих детях, а затем рассуждает об обязанностях родителей. Всё крутится только вокруг проблемы родительства.
Чтобы написать достойный комментарий, предлагаем следовать нашему плану:
- Приводим первый пример-иллюстрацию. Не забывайте о правилах цитирования. Вводите в текст примера прямую иллюстрацию из текста.
- Поясняем пример. Отвечаем на вопрос: «Что автор хотел этим показать?».
- Анализируем второй пример и поясняем его.
- Пытаемся установить смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Что именно они вместе дают нам понять о проблеме?
За два примера с пояснениями и смысловой связью без фактических ошибок можно получить целых 3 балла! Однако за несоответствие хотя бы в одной позиции количество баллов будет уменьшаться по одному. Разумеется, за работу без примеров-иллюстраций ИЛИ за комментарий другой проблемы (не сформулированной во втором абзаце) ИЛИ за пересказ текста без анализа/простое цитирование будет выставлено 0 баллов.
Критерий 3 — отражение позиции автора исходного текста.
Теперь между строк попытаемся уловить отношение автора к ситуации. Это можно понять, например, по эмоциональной окраске текста. Если автор гордится тем, о чём рассказывает, если его волнует поднятая проблема, — делаем вывод, что писатель неравнодушен к тому, о чём говорится в тексте.
Использование снижающих образ деталей также подсказывает нам отношение автора к героям, ситуации. Например, фамилии Хихикин, Водянкин или «короткая губка с усиками» Наташи Ростовой, иными словами — неприятные характеристики персонажей.
Правильно сформулированная позиция автора даст вам 1 балл. Если этот пункт в сочинении будет отсутствовать, или мнение писателя будет искажено — 0 баллов.
Критерий 4 — отношение к позиции автора по проблеме исходного текста.
Самая интересная композиционная часть сочинения. Здесь ученик может высказать своё мнение относительно волнующей проблемы. Структура проста: согласие/несогласие с автором + аргументы — только и всего.
Из изменений 2024 года следует, что помимо отношения к авторской позиции должно быть и обоснование, которое включает в себя пример-аргумент, источником для которого служит жизненный, читательский или историко-культурный опыт экзаменуемого.
1. Выражаем согласие
Используем вводные конструкции:
- Я согласен с автором и считаю, что…
- Нельзя не согласиться с мнением …, потому что…
- Я поддерживаю автора в его рассуждениях, ведь…
2. Добавляем аргументы
После союзов необходимо обосновать свою точку зрения. Сделать это можно двумя способами, а именно: привести пример из жизни или литературы.
Нюанс в том, что жизненный пример не подразумевает под собой тот случай, когда вы перевели бабушку через дорогу и вдруг осознали, как важно помогать старшим. Такой аргумент должен включать в себя, например, событие из истории, научный факт, кинофильм или спектакль в театре. Причём в первых двух случаях необходимо указать дату и фамилии, а в последних двух — режиссёров и название картины.
Речевые клише, которые пригодятся для аргументации:
- Обращаясь к помощи литературы, мы находим ответ в произведение…
- Из спектакля… я понял, что…
- Так, в произведении/фильме/России отражена проблема…
3. Выражаем несогласие
Безусловно, вы имеете право не согласиться с автором. Но, чтобы получить заветные баллы, вы должны предоставить железные аргументы. Вдруг у вас совсем нет аргументов для того, чтобы согласиться с мнением писателя, но есть контраргументы? Используйте их!
На этом основные критерии, в которые вы должны попасть, заканчиваются. Но сочинение по русскому языку не было бы таковым, если бы не проверяло ваших познаний о правилах правописания. Не забудьте также привести подробный пример-аргумент: теперь он также учитывается как обязательный компонент этой части работы.
- Ваша позиция + обоснование = 1 балл.
- Ваша позиция не подкреплена аргументами или не выражена вообще = 0 баллов.
Речевое оформление сочинения
Критерий 5 — смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
При написании сочинения следует придерживаться строгого плана, который поможет не растерять ваши мысли и не нарушит логики высказываний:
Вступление (постановка проблемы), комментарий (1 + пояснение, 2 + пояснение, смысловая связь между ними), мнение автора + ваше мнение (не забываем про аргументы!) и вывод.
Каждый пункт лучше начинать с нового абзаца. Мнение автора можно написать отдельно от вашего, это не принципиально и на баллы не влияет.
- Работа с правильным абзацным членением без логических нарушений — 2 балла.
- Допустили одну ошибку или промахнулись с абзацем — 1 балл.
- Совершили более одной логической ошибки и неправильно расчленили текст на абзацы — 0 баллов.
Критерий 6 — точность и выразительность речи.
Здесь экзаменуемый должен показать, как разнообразна его речь и как он владеет языком. Поможет употребление синонимов, тропов, речевых оборотов.
Следует отказаться от жаргонизмов, заимствованных слов, просторечий. А также избегайте коротких, обрубленных предложений. Если уместно, можно включить в текст знаки восклицания, вопроса, многоточия.
Максимальный балл здесь возможно получить, если вы получили 2/2 за 10 критерий.
- Работа без повторов с точно выраженной мыслью будет оцениваться в 2 балла.
- При наличии неточностей и однообразных конструкций вы получите 1 балл.
- При бедном словарном запасе и однообразии предложений 0 баллов.
Грамотность
Критерий 7 — соблюдение орфографических норм.
Избегаем ошибок в написании слов, правильно пишем приставки, суффиксы, расставляем буквы «Н» в правильном количестве. Помним о правилах переноса слова, об употреблении прописных и строчных букв, ставим дефис только там, где он действительно нужен. В этом поможет чтение не только учебников, но и художественной литературы, энциклопедий, словарей.
- За работу без орфографических ошибок получите целых 3 балла.
- 1–2 ошибки и балла уже 2.
- 3–4 ошибки — 1 балл.
- Больше 4 ошибок — 0 баллов.
Критерий 8 — соблюдение пунктуационных норм.
Отсутствие запятой в нужном месте может стоить вам целого балла на экзамене. Поэтому проверяем каждое написанное предложение, рассуждаем над постановкой всех знаков препинания. Может понадобиться начертить схему предложения — так будет даже лучше, наглядность поможет сориентироваться в постановке запятой, дефиса, двоеточия.
Здесь оценка выстроена следующим образом:
- Работа без ошибок — 3 балла.
- 1–2 ошибки — 2 балла.
- 3–4 ошибки — 1 балл.
- 5 и более ошибок — 0 баллов.
Критерий 9 — соблюдение грамматических норм.
Теперь стараемся проверить все слова на правильность склонения, написания и употребления. Таких ошибок поможет не допустить задание №8 в ЕГЭ. Тренируемся, решаем его. Забываем про «ляжь», «ехай», «ихний».
- За сочинение со словами без ошибок — 2 балла.
- 1–2 ошибки и рассчитываем на 1 единственный балл.
- Более двух ошибок — 0 баллов.
Критерий 10 — соблюдение речевых норм.
Употребление слов в неправильном, несвойственном им значении называется синдромом псевдоинтеллектуала. Это когда человек говорит глупости, но только с умным видом. Чтобы не предстать таковым перед экзаменационной комиссией, не используем незнакомые слова, не мешаем современную лексику с лексикой других исторических эпох, избегаем плеоназмов (речевая избыточность).
Обратите внимание на словарь паронимов! Он там не просто так, слова оттуда пригодятся не только в тесте, но и в сочинении.
- Отсутствие или одна речевая ошибка — 2 балла.
- 2–3 ошибки — 1 балл.
- Более 3 ошибок — 0 баллов.
Критерий 11 — соблюдение этических норм.
Никакой агрессии в тексте быть не должно. Забываем про целый ряд слов: глупый, тупой, жирный, уродливый и т. д.
- За уважительное отношение к героям и событиям получим 1 балл.
- При наличии этической ошибки один балл превращается в 0.
Критерий 12 — соблюдение фактологической точности в фоновом материале.
Этот критерий следит за тем, чтобы ученик знал авторов, их произведения и сюжет и вообще обладал широким кругозором. Так, если вы не уверены в жанре произведения, лучше не пишите об этом. А то получится, что многотомный роман-эпопея «Война и мир» станет рассказом, а столица США — Нью-Йорк.
- Работа без фактических неточностей оценивается в 1 балл.
- Если ученик где-то соврёт или додумает сам, эта вольность оценится в 0 баллов.
Заключение
Вот мы и подобрались к концу сочинения. Попав во все критерии, не допустив ни единой ошибки, вы сможете получить 21 первичный балл.
Тетрика с радостью станет вашим наставником в подготовке и поможет написать классное сочинение на ЕГЭ по русскому языку в 2024 году. Мы определим ваш текущий уровень и составим индивидуальную программу уже на первом занятии.
Комментарии 0