СДВГ: что делать, если ребёнку трудно сосредоточиться

сдвг
Колонка эксперта Тетрики Светланы Лукки

В новом материале разбираемся, как проявляется СДВГ у детей разного возраста и что можно сделать родителям, чтобы помочь ребёнку справиться с этим синдромом.

Что это за синдром и как он проявляется

Синдром дефицита внимания и гиперактивности встречается сейчас достаточно часто. При этом синдроме дети с трудом удерживают внимание на чём-то более трёх минут. Их тело постоянно должно находиться в движении. Они много бегают, прыгают, а сама двигательная активность часто не имеет цели. 

Пока ребёнку 6-8 лет, он не может спокойно высидеть урок: вдруг вскакивает с места и начинает перемещаться по классу, приставать к другим детям, громко говорить что-то, несмотря на то, что его не спрашивали. В более позднем возрасте дети с СДВГ быстро устают, теряют нить урока, не могут спокойно сидеть на стуле, постоянно ерзая и притопывая ногами. При этом интеллектуально часто они бывают вполне успешны, а вот дефицит внимания и быстрое истощение мешают постигать науки. 

Основная симптоматика уходит после пубертата, однако особенности работы психики остаются. Это и утомляемость, и сложность планомерного движения к поставленной цели, и зависимость от внешних стимулирующих и контролирующих факторов при выполнении сложных задач. Например, таких, как подготовка к ЕГЭ или написание дипломной работы. 

Что можно сделать для ребёнка

Лечить СДВГ мы пока не научились. Однако мы можем создать для ребёнка условия, при которых его и наша жизнь станет легче. Например:

1. Учитывать особенности и не требовать многого

Гиперактивность и дефицит внимания — это следствие особенностей работы головного мозга ребёнка. И требования, которым легко отвечает обычный ребёнок, к этим детям применять не получается. Как бы они ни старались, контроль за поведением оказывается выше их сил. И надо исходить из того, что эта их особенность не устраняется просто замечанием учителя или наказанием дома. 

2. Помогать в бытовых делах и в школе

Например:

  • разрешать 1-2 раза за урок вставать из-за парты, выходить в коридор и двигаться 2-3 минуты, чтобы удовлетворить потребность в движении;
  • давать с собой в школу маленькую мягкую игрушку (или игрушку-антистресс), которую он сможет теребить, чтобы снять напряжение (этот вариант для детей постарше или менее активных);
  • давать возможность переключать внимание с учителя (или задачи) на что-то другое буквально на 30 секунд, чтобы не истощать мозг чрезмерным усилием по удержанию внимания на предмете.

3. Отдать на спорт

Помимо школы для детей с СДВГ очень полезны плавание и занятия восточными единоборствами. Они не только позволяют сжигать излишнюю энергию, но и благотворно действуют на мозг, стимулируя подкорковые и стволовые отделы, дефицит которых и вызывает СДВГ. 

Что такое нейропсихологическая коррекция

Сильно улучшить ситуацию ребенка с СДВГ может нейропсихологическая коррекция. Нейропсихолог проконсультирует и поможет составить программу для самостоятельной работы. Программа при должном следовании может помочь перестроить работу головного мозга. И чем раньше ребёнок попадёт к нейропсихологу, тем лучше может быть результат. Поэтому если понятно, что ребёнок гиперактивный, то лучше не ждать начала школы, а сразу идти на диагностику. 

До 9 лет нейропсихологическая коррекция даёт ощутимые результаты достаточно быстро. Конечно, при условии регулярных занятий. После 9 лет для получения видимых улучшений работать приходится намного больше. После 12 лет рассчитывать на эффективность нейропсихологических методов уже не стоит: в головном мозге происходит стагнация высших психических функций, и изменить что-либо очень сложно, если вообще возможно. 

Вывод. СДВГ — это следствие особенностей работы головного мозга ребёнка. Когда ребёнок много двигается, не может усидеть на месте и мешает другим, это не плохое поведение, а его особенность. Полностью избавиться от симптомов СДВГ невозможно. Но можно обратиться к нейропсихологу и помочь ребёнку улучшить качество его жизни.