Пережить ЕГЭ: Советы родителям, как поддержать ребенка и не сделать хуже

как пережить ЕГЭ

Второе учебное полугодие в самом разгаре. Итоговые экзамены все ближе, а темпы подготовки к ним возрастают пропорционально волнению. И тут бывает непросто разграничить – кто больше волнуется: выпускники или их родители? Аббревиатура «ЕГЭ» многих заставляет нервно вздрогнуть и поежиться.

Чтобы избежать ненужного накала страстей, сохранить спокойствие и не навредить психике ребенка, есть несложный алгоритм действий для родителей, который подскажет, как лучше понять ребенка и помочь ему прийти в равновесие.

Первое, что необходимо осознать, как данность и принять за отправную точку: ЕГЭ – это не приговор и не конец. Даже если что-то пойдет не так, жизнь на этом не закончится. А теперь поехали подробно по пунктам.

7 практических советов от психолога родителям выпускников

Мы подготовили действительно полезные советы, которые стоит взять на заметку родителям детей, которые сдают экзамены.

Выбор между подготовкой к экзаменам и общением с друзьями, прогулками –  плохой выбор

Вам знакома формулировка в духе “Ребенку нужно тщательно готовиться к экзаменам, а он отвлекается на друзей, на прогулки”? Наверняка, да. Это одна из вредоносных мыслей, которая оказывает совершенно обратный эффект и портит итоговые результаты.

Процесс подготовки к ЕГЭ в идеале должен начинаться как минимум за год до экзамена. И подготовительную работу стоит планировать примерно одинаковыми по нагрузке частями в течение всего периода. И никак не по принципу: “вспомнить все за 2 месяца”. В последнем варианте психика старшеклассника в какой-то момент с большой долей вероятности “выключит” ребенка из процесса, спасая организм от перегрузки.

Для спокойного процесса без срывов важны все составляющие: периоды активной работы, отдых, полноценные прогулки.

Перед самим экзаменом желательно полностью освободить ребенка от интеллектуальных и эмоциональных нагрузок. Ему в этот день важно расслабиться, отдохнуть и заняться каким-либо приятным для него делом.

Жалобы ребенка на плохое самочувствие – важный сигнал

Среди родителей иногда бытует мнение, что нерадивый подросток в моменты, когда хочет увильнуть от подготовительной работы, начинает себе придумывать всяческие болезни и симптомы плохого самочувствия. А значит, их лучше пропускать мимо ушей.

Это серьезная ошибка! Чрезмерная перегруженность учебными процессами провоцирует у подростка накопление усталости и сбои в работе организма. Кроме того, это грозит моральным истощением. Психологи едины во мнении, что общая перегруженность и обилие требований к ребенку приводят к сильному торможению процесса расслабления, а это — прямая угроза здоровью.

Пожалуйста, не игнорируйте жалобы подростка!

Если вам, как родителям, удастся создать спокойную атмосферу и доверительные отношения с ребенком, это положительно скажется не только на результатах итоговых экзаменов. Уважение к юному человеку, признание его права на отдых, на переживания и любые эмоции – важный этап и основа для здоровых детско-родительских отношений. А в преддверии ЕГЭ – еще и неоценимая поддержка.

ЕГЭ – это не способ запугивания

Еще одна частая история – это запугивание выпускника экзаменами или их последствиями. Такой сценарий изначально плох тем, что в нем ребенок снова и снова погружается в состояние страха вместо того, чтобы выйти на спокойный и уверенный уровень ощущений. От раза к разу проигрывая в голове сцены своего провала, ребенок загоняет себя в «клетку», из которой потом будет очень болезненно выбираться.

стресс школьника при подготовке к егэ

Так происходит потому, что родители сами крайне сильно боятся провала ребенка (а подсознательно – своего собственного провала как родителей). Но стоит помнить, что этот метод всегда приводит только к отрицательному результату, поэтому лучше вовсе исключить его.

Слова поддержки, ободрения и безусловное уважение со стороны родителей способы сделать для ребенка гораздо больше.

Исключаем неверие и пессимизм

Для выпускника очень тяжело и болезненно переносить факт родительского неверия в его усилия и в него самого. Поэтому фразы и слова в духе: «Ты все равно не напишешь хорошо» лучше даже не вспоминать и уж тем более – не использовать!

Попробуйте поставить себя на место вашего ребенка: у него впереди важный экзамен (и не один), ему сложно, он устал, возможно, сомневается в себе. И когда он слышит такие слова от своих родных, он слышит примерно следующее: «Я в тебя не верю. В твоей сложной ситуации я не помогу тебе, разбирайся сам». Значит, главной опоры у него нет, даже гипотетически.

Представьте только, насколько это тяжело для вашего взрослеющего ребенка! В подобном эмоциональном состоянии он скорее всего не сможет себя проявить хорошо, у него элементарно опустятся руки.

Критика остается в прошлом

Время подготовки к итоговым экзаменам – худшее время, когда можно напоминать, пенять ребенку и корить его за то, что он упустил что-то по программе за время своей учебы. Такая критика только сильнее усугубит и без того тревожные мысли подростка, а помочь никак не сможет.

Все, что вы сможете вызвать критикой  – это адекватные со стороны психики ребенка защитные реакции и полное отрицание происходящего. Он уйдет в себя, перестанет делиться тем, что его беспокоит. Контакт и доверительные отношения будут подорваны. Это само по себе плохо, а перед экзаменами втройне тяжело.

Откажитесь от сравнения ребенка с кем бы то ни было

Особенно это касается сравнений с братьями или сестрами в семье. Даже если они более успешны, а язык так и «чешется» поставить вашему выпускнику сестру или брата в пример – сделайте глубокий вдох, посчитайте до 10, выдохните и ничего не говорите.

Для ребенка нет ничего более неприятного, чем ощущать то, что он всегда «не дотягивает» до своих более успешных родственников, соседей, детей знакомых и т.д., что он всегда на скамье запасных. Этот метод способен здорово отбить мотивацию и заодно уверенность ребенка в своих силах и способностях. Думаю, что вряд ли родители выпускника преследуют именно эту цель.

Гораздо более продуктивно поговорить с будущим абитуриентом о том, что его возможные прошлые неудачи никак не были связаны с низким уровнем интеллекта, а лишь с недостатком приложенных усилий или не очень качественной подготовкой.

Важно найти положительные моменты в прошлых ситуациях и выделить их, озвучить для ребенка. В форме похвалы, ободрения. Один из самых сильных источников мотивации для ученика – это осознание собственных сил и того, что у него что-то получается. Пусть даже не сразу, малыми шагами, но получается.

Ставьте достижимые цели и оказывайте поддержку

В деле поддержки тоже важно не перестараться: не стоит говорить ребенку, что он непременно сдаст ЕГЭ на 100 баллов. Если до этого момента подросток не был отличником, то он с большим сомнением отнесется к вашим словам, а если он отличник, то это только накалит его и без того высокий уровень тревоги.

Лучше всего настраивать ребенка на то, что у него все получится сделать, что будет в его силах. Говорить это нужно максимально спокойно и уверенно. Потому что дети мгновенно распознают фальшь, и если вы будете говорить напутствия дрожащим от волнения голосом, а внутри вас все будет кипеть – успеха лучше не ждать.

И помните, что любой экзамен — это не конец, а начало нового пути. И даже если он провален – его можно пересдать и продолжить движение дальше.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You May Also Like