Новичок в классе: как помочь ребёнку влиться в коллектив

новичок в классе
Колонка эксперта Тетрики Светланы Лукки

Приход нового ученика в сложившийся коллектив часто связан с трудностями. Группа как бы «выдавливает» нового члена, пытаясь сохранить статус-кво, который образовался до прихода новенького. И чем активнее ведёт себя новичок в классе, стараясь понравиться или занять лидирующую позицию, тем жёстче может оказаться реакция класса. Как же быть? Рассказываю в новой статье.

Что делать на начальном этапе

Самой простой и достаточно эффективной стратегией будет присмотреться к коллективу и понять, какие ребята больше нравятся, а какие потенциально могут вести себя агрессивно. Очень часто этой информации бывает достаточно, чтобы правильно выстроить отношения с одноклассниками. Хорошо попробовать подружиться с двумя-тремя ребятами и расспросить о порядках в классе, о школе, об учителях. Это даст ребёнку ощущение уверенности и позволит избежать агрессии со стороны других детей на начальных этапах вхождения в коллектив. 

Как себя вести, если ребёнка не принимают

Часто бывает так, что даже несмотря на добродушие и мягкий характер ребёнка, его начинают задирать и дразнить. Если ребёнок стал объектом нападок, важно:

  1. Оказать поддержку дома. Надо помочь ребёнку осознать, что случившееся не означает, что он плохой — просто так сложились обстоятельства. Покажите, что вы его любите и цените, как и раньше. Посочувствуйте ему в его незавидном положении. Если вам знакома такая ситуация — расскажите о своём опыте. Это очень помогает и сближает. 
  1. Не давать слишком много советов. Совершенно бесполезно (и даже вредно) говорить, что ребёнок сам во всём виноват и «мог бы повести себя по-другому». Или засыпать его кучей лайфхаков по выходу из этой ситуации. Ребёнок уже там увяз, ему уже очень некомфортно и страшно. Он не может сломать ситуацию из-за высокой эмоциональной включенности в неё. Понимание и сочувствие намного эффективнее. 
  1. Не вмешиваться в ситуацию слишком сильно. Не стоит идти в класс и пытаться всё решить самому: стыдить других детей или пытаться всех подружить. Это не поможет ребёнку, а может ещё и навредить. Дети очень скептически относятся к «маменькиным сынкам». Лучше поговорить с классным руководителем или директором, объяснив им ситуацию. Вмешательство педагогов скорее даст положительный результат. 

Что может сделать учитель

Если в классе возникла проблема с тем, как новичок адаптируется в коллективе, учителю важно сориентироваться и приложить усилия для решения проблемы. Обычно хорошо помогает открытый разговор в безопасной обстановке. Как это происходит? Взрослый (учитель или школьный психолог) сажает детей в круг и предлагает каждому высказаться, почему он делает то или иное действие в адрес нового ученика, какие цели преследует и какие выгоды получает. А главное — что он чувствует при этом. 

Слово, конечно, даётся и новенькому. Ребёнок имеет возможность в контролируемом пространстве рассказать о своих чувствах и переживаниях, страхах и намерениях. Остальные дети (кто впрямую не участвует в травле) также высказывают мнение о том, что происходит. Они могут посочувствовать новому ученику или выразить недовольство его поведением, если оно выходит за рамки принятых в классе норм. Такой открытый разговор помогает детям услышать и понять друг друга. А в идеале, извиниться и закрыть конфликтную ситуацию.