5 правил для увлекательного обучения
Помимо школы у детей сейчас много занятий гораздо более интересных, чем учёба. Интернет и видеоигры кажутся ребятам куда более увлекательными, и это неудивительно. К счастью, не всё потеряно. Рассказываем, что делать, если ребёнок не хочет учиться и как получить от современных развлечений максимум пользы.
Правило 1: Игры всегда интереснее, если ребёнок не хочет учиться
Дворовые игры
Кажется, что игры — враги эффективной учёбы. Но мы рекомендуем присмотреться к ним повнимательнее. У вас в арсенале есть целый ряд развлечений, способных не только веселить, но и развивать навыки.
Или старые добрые игры, которые вызовут у вас ностальгию, а у детей разовьют подвижность и координацию движений. Советуем купить мяч — он почти универсален. Играйте в вышибалы, десяточку или расскажите ребятам правила казаков-разбойников, чтобы добавить в уличные прогулки больше приключений.
Настольные игры
Это более современный и уже готовый вариант. Эти игры особенно хорошо влияют на логическое мышление, потому что у них есть чёткие правила, которым нужно следовать. Кроме того, настолки могут описывать целую вселенную или расширять кругозор маленьких игроков. Мы советуем «Активити» — продвинутый вариант крокодила, Set — готовый конструктор-головоломку и «Спящих королев» в качестве карточной игры для маленьких школьников.
Самодельные игры
Начиная с изготовления игры, вовлекайте ребёнка в процесс. Вы можете создать свою головоломку или лэпбук — книгу с тематическими конвертиками, в которых можно хранить интересные факты. Раскрашивайте и вырезайте детали, придумывайте свой дизайн. Преимущество здесь в том, что вы можете изобретать новые правила на ходу, если хочется. Если ребёнок любит делать поделки и придумывать истории, лучше варианта не найти. Запаситесь цветной бумагой, клеем ПВА и вкусным чаем — занятие увлечёт семью на несколько вечеров.
Правило 2: Не школой единой
Образование не должно заканчиваться на школе. Объясняйте ребёнку, что математика — это не только скучные примеры, но и Алан Тьюринг, ракеты и роботы. Показывайте, что искусство не только в монотонных речах экскурсовода в музее, но и в предметах со своей историей, которая не хуже сериальной.
Используйте онлайн-экскурсии и лекции. Такие форматы замечательны тем, что не нужно никуда ходить, а побывать в музее можно, даже если вы живёте далеко от него. Например, такой виртуальный визит можно нанести Эрмитажу, а Google Arts & Culture предоставляет огромный архив художников и экспонатов сразу.
Визуализируйте знания. В детских книгах недаром так много картинок — они нужны не только для красоты, но и для наглядности информации. Обязательно показывайте ребёнку иллюстрации, предлагайте их зарисовать, используйте атласы и контурные карты, раскраски и схемы.
Правило 3: Систематизация — ваше всё
Обязательно выражайте информацию и отслеживайте прогресс с помощью алгоритмов и схем. Это поможет ребёнку увидеть своё развитие и понять причинно-следственные связи. Например, можно выстроить целый майндмэп, который объясняет разные части речи или математические примеры. Для предметов вроде истории, которые включают даты или последовательности, нарисуйте ленту времени с событиями и последствиями. Предложите ребёнку самостоятельно выстроить ваше семейное древо. Нарисуйте схему отношений среди одноклассников, чтобы показать на ней, кто с кем дружит и повеселиться. Такая работа будет похожа на маленькое социологическое исследование и наверняка заинтересует школьника.
Правило 4: Помогайте и показывайте пример, если ребёнок не хочет учиться
Критически важно активно принимать участие в обучении ребёнка. Здесь нужно учитывать зоны актуального и ближайшего развития детей. Зона актуального развития — это то, что ребёнок может сделать самостоятельно. А зона ближайшего развития — это занятия, которые пока по силам ребятам только с помощью взрослых. Чем больше будет вторая — тем больше навыков впоследствии сформируется. Вот почему важно помогать ребёнку, если он просит или очевидно не справляется.
А силу положительного примера сложно переоценить. Дети очень стремятся стать похожими на взрослых и обязательно начнут повторять за вами. С интересом читайте, смотрите образовательные фильмы и лекции, чтобы привить хорошие привычки.
Правило 5: Не бойтесь специалистов, если ребёнок не хочет учиться
К преподаванию можно и нужно подключать репетиторов, кружки по интересам и спортивные секции. Во-первых, у преподавателей есть опыт и проверенные образовательные программы. Во-вторых, такой способ поможет покрыть навыки, в которых вы не сильны.
Грамотный репетитор разберётся, почему ребёнок не хочет учиться, выстроит адекватную систему оценивания, найдёт работающий подход. Это касается и формата преподавания, и системы оценивания. Например, помимо балльной системы учителя часто предлагают ребёнку самостоятельно оценить свою работу и подробно разбирают недочёты.
Комментарии 0