Как научить ребёнка делать уроки без напоминаний

научить делать уроки

Многие родители устают от школы не меньше своих детей. Ведь после рабочего дня их ждёт домашка, которую ребёнок либо не доделал, либо вообще забыл открыть. Почему дети не могут сами делать уроки? Как их этому научить и выбраться наконец из этого Дня сурка? Поговорим об этом в новой статье.

Найдите корень проблемы

Естественная незрелость

Чтобы изменить поведение ребёнка, необходимо выяснить, что ему мешает делать уроки. Не спешите видеть умысел в простой забывчивости и несобранности. Вспомните, бывает ли так, что ваш школьник забывает о приятных вещах: поиграть в телефон, съесть лакомство, посмотреть фильм или воспользоваться другой привлекательной возможностью. Если такое случается даже с интересными делами, дело в особенностях мышления. Ребёнок просто ещё не умеет себя контролировать, но постепенно он научится, если будет тренироваться.

Отсутствие чувства времени

Большинству школьников трудно оценивать, сколько времени прошло с определённого момента, как долго делать домашку по одному предмету. Мало кто умеет определять время по часам со стрелками и знает, что такое минута или четверть часа. Из-за этого ученики не могут планировать свои дела. Оптимистам кажется, что они всё успеют, а пессимистам страх не успеть ничего мешает взяться за дело.

Понаблюдайте за ребёнком. Попросите его, не отсчитывая секунды про себя, сказать, когда пройдёт минута. Или сами во время поездки засеките время и спросите: «Как думаешь, сколько мы уже стоим в этой пробке?» Задавайте вопрос в разных ситуациях, пусть ребёнок сам заметит, что за просмотром интересных видео и игр в телефоне время летит быстрее, чем на уроке в школе.

Неорганизованность

В школе ученики идут в классы по звонку, открывают учебники, пишут и решают задачи по инструкции учителя. В домашней обстановке приступить к учёбе во много раз труднее: нет ни сигнала к началу работы, ни педагога, который напомнит и проконтролирует. Если ваш ребёнок забывает даже сесть за уроки или слишком легко отвлекается, нужно работать именно с этой трудностью.

Низкая мотивация

Наконец, главная причина проблем с домашними заданиями — их непривлекательность. Заниматься дома одному трудно, скучно и долго. Даже взрослым нелегко заставить себя делать что-то подобное, а у детей силы воли ещё меньше. Чем хуже отношения с учителем по предмету, чем меньше успехов у ребёнка на уроках, тем труднее ему браться за домашку. Если дело в нелюбви к учёбе, пора менять подход или преподавателя.

Шаги к самостоятельности

Сформируйте привычку

Чтобы ребёнок каждый день делал уроки, его нужно к этому приучить. Возможно, потребуется несколько недель, но выработка привычки — сложный процесс, так что будьте терпеливы и снисходительны. Для начала обсудите, сколько времени в день у ребёнка есть на уроки. Не забудьте, что ему нужно спокойно пообедать, отдохнуть от школы, сходить на секцию или погулять. Отведите в расписании 1-3 часа для выполнения домашних заданий.

Оформите распорядок каждого дня недели и повесьте на видное место. Можно небольшие напоминания прикрепить в прихожей и на кухне. Например, ребёнок успевает прогуляться по дороге из школы домой, потом обедает и садится за уроки. В этом случае яркий стикер «Приятного аппетита! После обеда пора делать домашку!» поможет вспомнить о заданиях.

Первое время вам придётся звонить ребёнку в течение дня. Параллельно учите его пользоваться напоминалками в телефоне или на умной колонке. Все дети разные: кто-то привыкнет за пару дней, а другому понадобится месяц. При этом сбои в системе неизбежны: не удивляйтесь, если в какой-то день уроки будут не сделаны. Так бывает.

Научите планировать

Помогите ребёнку развить чувство времени: тренируйтесь постоянно засекать и оценивать, на что и сколько минут уходит. Изучите техники тайм-менеджмента, предложите школьнику поэкспериментировать и выбрать свой вариант. Пользуйтесь принципами поедания лягушек и слонов: пусть самое сложное и неприятное ребёнок делает в первую очередь, а большие задания разбивает на части.

Если ученику требуется время для раскачки, посоветуйте начинать с более лёгких, быстрых и приятных заданий. Школьникам, чья продуктивность постепенно угасает, лучше сразу выполнять трудное и объёмное. Чтобы следить за временем и не утомляться, пробуйте ставить таймер для переменок.

Иногда целого вечера на уроки не хватает. Здесь поможет матрица Эйзенхауэра: все задачи следует оценивать по срочности и важности. В первую очередь делать приоритетные, чтобы успевать основные предметы, а несрочную домашку можно ненадолго отложить.

Заведите ритуалы

Внешние сигналы и повторяющиеся действия помогают настроиться на работу. Используйте звуки, запахи, упражнения. Если вы пользуетесь аромалампой, перед выполнением домашних заданий школьник может включать её и выполнять, например, глазную гимнастику под определённый трек. Другой способ — перед учёбой включать энергичную музыку, проветривать комнату и прибирать на столе за 2-3 минуты, пока играет песня.

Пусть ребёнок сам выберет, что ему поможет настроиться на продуктивный лад. Если уроков задают много, можно устраивать большую перемену на 20-30 минут с чаепитием и просмотром видео. Главное, следовать плану и действовать по таймеру.

Помогите полюбить учёбу

Звучит фантастически, но даже самый ненавистный предмет может стать у школьника любимым. Иногда это удаётся сделать даже родителям. Тематические настольные игры по истории и математике, совместный просмотр научно-познавательных фильмов, проведение опытов по физике — всё это способствует пробуждению интереса. В ситуации стойкой неприязни к предмету полезно участвовать в погружениях, выездных школах, образовательных лагерях.

Ещё один верный способ изменить отношение ребёнка к предмету и дать почувствовать себя успешным — занятия с репетитором. Педагоги Тетрики уже несколько лет прививают детям любовь к самым трудным предметам. Запишитесь на бесплатный урок, чтобы познакомиться с нашим преподавателем.

Будьте внимательны к своему ребёнку. Выясните, что для него самое трудное и помогите справиться с проблемой. Если школьник не хочет учиться, значит, есть причина, которую любящий взрослый способен найти и устранить.