Мартышка и очки: разбор басни
Басня — короткое литературное произведение, цель которого донести до читателя какое-либо наставление. Басни могут быть написаны как в стихотворной форме, так и в прозе.
Баснописец Иван Андреевич Крылов, например, работал в поэтическом жанре. Многие его басни дети изучаю на уроках литературного чтения в начальной школе: истории о привычных животных просты и понятны, но среди рифмованных строк скрывается истинный смысл — мораль басни.
Как это удаётся автору? Какой урок Крылов скрыл в тексте басни «Мартышка и очки»? Ответы на эти вопросы ищите в статье.

Разбор басни «Мартышка и очки»

И. А. Крылов написал басню «Мартышка и очки» в 1815 году, поэтому в тексте можно встретить устаревшие слова и выражения, которые непонятны современному читателю. Чтобы лучше понять смысл произведения, познакомимся с толкованием этих слов:
- Слаба глазами — плохо видит.
- Зло ещё не так большой руки — незначительное.
- Полдюжины — шесть штук.
- Враки — выдумки, вздор.
- Темя — верхняя часть головы между лбом и затылком.
- Хватила — сильно ударила.
- Проку на-волос нет — имеется ввиду, что пользы от них меньше, чем толщина волоса, т. е. нет никакой пользы.
- К худу клонит — высказывается плохо, негативно отзывается о чём-либо.
- Ежели — если.
- Гонит — отвергает, убеждает других в бесполезности чего-либо.
Главной героиней басни является Мартышка. Она, будучи необразованной и малознающей, не смогла найти правильное применение очкам. Считая их бесполезными, Мартышка рассердилась и разбила предмет, который мог бы ей помочь. Этот поступок подчёркивает неспособность признать свою неправоту: проще обвинить окружающих, чем здраво оценить свои знания и способности. При этом автор называет Мартышку невежей. Основное значение этого слова — грубый, невоспитанный — не совпадает с контекстом произведения. Более подходящим звучит «невежда» — необразованный, малознающий человек.
В басне легко найти мораль: автор вынес её в финальные строки произведения:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
В басне «Мартышка и очки» Крылов высмеивает людское невежество: человек, не желающий расширить свои знания, но уверенный в своей правоте, до последних минут останется глуп. Наиболее наглядно актуальность этой басни видна в эпоху перемен: время меняет технологии, социальные нормы и ценности, но всегда находятся те, кто отвергает прогресс и выступает за сохранение старых порядков и правил. Это всё равно, что в XXI веке передвигаться между городами на лошадях или отправлять телеграмму по срочному делу.
💡
Иван Андреевич Крылов старался приблизить тексты басен к народной речи, поэтому мораль басни «Мартышка и очки» можно выразить в виде пословицы: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».
В тексте басни Крылов использовал два вида рифм:
- перекрёстную (рифмуются слова ЧЕРЕЗ строчку);
- смежную (рифмуются слова СОСЕДНИХ строк).
Образ обезьяны в творчестве И. А. Крылова
Помимо басни «Мартышка и очки», образ обезьяны фигурирует у Крылова в нескольких произведениях ⤵︎
В басне «Зеркало и Обезьяна» мартышка — лицемерна и самолюбива. Увидев своё отражение, она насмехается над «рожей» в зеркале, не узнавая себя. Крылов через уста Медведя вкладывает ключевую мысль: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?». При этом образ обезьяны — аллегория людей, охотно критикующих других, но не замечающих собственных недостатков. Мораль басни можно выразить с помощью пословицы: «В чужом глазу соринку видим, а в своём бревна не замечаем».

Ещё одно, менее популярное произведение, в котором встречается образ мартышки — «Обезьяна». Заметив как хвалят крестьянина, который работает в «поте лица», позавидовала обезьяна и решила тоже потрудиться. Взяла она кусок бревна и давай его тягать, катать, носить. Сил обезьяна потратила немало, да и пот лился ручьём, но вот похвалу она так и не заработала. В этом и состоит главная мысль басни: труд только тогда заслуживает благодарности, когда он полезен. Автор сам выделяет мораль в начальных строках басни:
Как хочешь ты трудись;
Но приобресть не льстись
Ни благодарности, ни славы,
Коль нет в твоих трудах ни пользы, ни забавы.

Так, образ обезьяны у Крылова — типизированная «маска» порока. Её глупость, тщеславие и невежество служат не просто поводом для насмешки, но инструментом для демонстрации жизненного урока. В отличие от, например, Лисы или Волка, которые являются аллегорией хитрости и грубой силы, обезьяна воплощает интеллектуальную убогость, необразованность и скудоумие.
Практические упражнения
Задание 1. Выпишите из текста басни «Мартышка и очки» все рифмы. Определите их вид и запишите в таблицу.

Проверьте себя!

Задание 2. Выберите пословицу, которая иллюстрирует мораль басни «Мартышка и очки».
А. Глаза боятся, а руки делают.
Б. Невежество хуже тёмной ночи.
В. Трус и таракана принимает за великана.
Г. Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
Проверьте себя!
Ответ: Б
Задание 3. Придумайте альтернативную историю о Мартышке, заменив очки на любой современный девайс.
Итак, нам удалось узнать:
- В басне «Мартышка и очки» И. А. Крылов высмеивает невежество людей, которое мешает осознать ценность вещей, понять их пользу.
- Обезьяны встречаются в творчестве Крылова нечасто, но они всегда направлены на высмеивание таких пороков как глупость, ограниченность, отсутствие образования и нежелание учиться.
Если ребёнок испытывает трудности при разборе литературных произведений и не может докопаться до смысла текста, воспользуйтесь материалами статьи для тренировки или приходите на занятия к нашим репетиторам. Первый урок — бесплатный!
2
4
9
Здравствуйте! Материалы в Учебнике хорошие, только сделайте их доступными в pdf формате, пожалуйста) Так будет удобнее скачать и распечатать ребенку, чтобы он сам мог с ним работать.