Как сдать ОГЭ по обществознанию?

огэ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Философия, экономика, политика, социология, психология, правоведение и не только – вот, что содержится в школьном курсе обществознания. Основы этих дисциплин, самые базовые знания из них служат материалом для создания представления об обществе и происходящих в нём процессах.

Обществознание как предмет, включающий в себя значительную группу гуманитарных наук, является важным элементом учебной программы.

Очевидно, что по собственному житейскому опыту, практике общественного взаимодействия школьник оказывается уже знакомым с тем, что транслируется на уроках по этому предмету. Чаще всего он интуитивно многое понимает из учебного материала, не хватает лишь систематизации знаний и их закрепления.

Подготовка к ОГЭ поможет в этом процессе, а результатом этого станет не только желаемая оценка и освобождение от груза ответственности, но приобретенные знания, которые точно пригодятся в жизни.

Что такое ОГЭ по обществознанию 2020?

Это привычные экзаменационные варианты. Если рассматривать в сравнении ОГЭ прошлого года и экзамен, которые предстоит в этом году, то отличие прежде всего в числе заданий: оно сократилось с 31 до 24.

Отчасти изменилась структура вариантов. Появились таблица, которую необходимо проанализировать, сравнить её показатели, и задача на финансовую грамотность. 

Из 24 заданий 17 требуют краткого ответа, а 7 – развёрнутого.

Что касается распределения по баллам, то за все верно выполненные задания с кратким ответом можно получить чуть больше половины от суммы баллов (то есть 18 баллов).

Соответственно, остальную половину можно заработать за развернутые ответы в других заданиях.

Максимальный балл за весь экзамен в данном случае – это 35 баллов.

В переводе на оценку:

  • «5» — это от 30 до 35 баллов
  • «4» — от 29 до 23
  • «3» — от 14 до 22
  • «2» — от 0 до 13 баллов.

Таким образом, по крайней мере за хорошо выполненные задания с кратким ответом твёрдая «тройка» обеспечена. Но набрать выше 22 баллов — вполне посильная задача.

Некоторое беспокойство может вызвать формулировка «развёрнутый ответ», но её не стоит пугаться, так как под ней подразумеваются лишь 1-2 предложения (ответ на каждый отдельный вопрос), то есть данное задание потребует только сосредоточенности, соответствующих знаний и умения верно формулировать мысль. 

Как проводится ОГЭ по обществознанию?

На экзамен отводится 3 часа. Этого времени вполне достаточно.

За данный отрезок можно как минимум трижды внимательно и не торопясь перепроверить все свои задания. А это настоятельно рекомендуется делать.

Даже если прийти на экзамен полностью уверенным в своих знаниях, максимально натренированным на выполнение вариантов, можно не уберечься от случайной ошибки, допущенной из-за невнимательности и излишней самоуверенности.

Начинайте выполнение с лёгких заданий, потому что они позволят войти в настрой и сосредоточиться.

Совет от Тетрики

К таким заданиям определенно относится первое.

Как решать задания с кратким ответом?

В нём требуется выбрать и отнести два понятия к той или иной сфере общества: экономической, политической, социальной или духовной.

Есть большая группа понятий, которые очевидно относятся к той или иной сфере, например, искусство, мораль (духовная), авторитаризм, демократия (политическая), товар, производство (экономическая) и т.д.

Надо лишь обратить внимание на те термины, которые могут вызвать затруднения или сомнения, такие, как, к примеру, судебная система (политическая сфера) или образование (духовная сфера). Также в этом задании требуется дать определение одного из понятий. Определение к ним состоит из одного предложения. Важно выразить их содержание ясно, точно и кратко.

Задания 15 и 19 представляют собой ответ из последовательности цифр. В 15 – даются 2 (реже 3) понятия, которые нужно соотнести с теми или иными явлениями или чертами. Как правило, эти обобщающие понятия (расположены в правом столбце) чётко отличаются друг от друга по значению (к примеру: социальные и биологические потребности человека), поэтому определить, что к чему подходит из левого столбика не так сложно.

В 19 задании говорится о двух каких-либо явлениях, примерах, понятиях. Необходимо из 4 предложенных вариантов выбрать 2 пункта сходства и 2 пункта отличия. Важно не забывать, что при проверке ответов смотрят именно на последовательность цифр, их надо выставить по порядку. Сначала, как это указано, сходства, потом отличия.

Задание 12 сразу привлекает внимание при знакомстве с каждым из вариантов теста по обществознанию. Это нововведенная таблица или диаграмма, данные которой должны навести на определенные выводы. Обычно там сравнивается опрос среди различных социальных групп (мужчины/женщины, подростки/взрослые, со средним образованием/с высшим) или проводится сопоставление результатов опросов по годам или по разным странам.

Отличия и сходства по показателям в данном задании существенны и сразу приводят к определенным мыслям, которые остаётся лишь грамотно оформить и раскрыть.

Другое изменение в структуре экзамена наряду с заданием по анализу статистических данных – это уже упомянутая задача на финансовую грамотность. Её можно счесть как бесспорно прогрессивное добавление. С ситуациями, которые предлагаются в этом задании (задание 6), сейчас сталкивается каждый, и если не сам, то через родных, друзей или знакомых. Это практико-ориентированное упражнение, которое одновременно и интересно, и несложно выполнять, поскольку оно непосредственно связано с нашей повседневной действительностью.

Близким к заданию 6 могут быть и другие (например, 4 или 17), где иногда попадаются вопросы, связанные с правами и обязанностями школьников. В них может спрашиваться об уровне образования героя гипотетической ситуации (например, десятиклассницы Маши (значит, среднее общее образование) или уточняться продолжительность рабочей недели для несовершеннолетних работников в возрасте от 16 до 18 лет (35 часов).

Остальные задания более-менее схожи. В них нужно или выбрать один из вариантов, или указать, правильны ли суждения, или написать название понятия, о котором идёт речь. В этой группе задач требуются определенные знания, которые можно получить, обращаясь к учебнику, пособиям по подготовке к ОГЭ, справочным материалам. Также необходимо часто выполнять тренировочные тесты, чтобы найти пробелы в своих знаниях или закрепить пройденный материал.

Как работать с текстом?

Особую часть экзаменационного теста составляет работа с текстом – это задания 21-24.

В 21 задании необходимо составить план. Это, кстати, поможет больше познакомиться с отрывком, чтобы отвечать на последующие вопросы из заданий. Вначале надо несколько раз внимательно прочитать текст. Затем вычленить смысловые части, обычно совпадающие с абзацами. Таким образом, количество абзацев соответствует количеству пунктов в плане. В перечне смысловых частей текста можно использовать слова из отрывка. Поэтому во время чтения стоит обратить внимание на опорные слова – слова, в которых заключена ключевая мысль.

22 задание требует более детального анализа текста. Ответ на вопросы отсюда стоит искать в самом отрывке.

Более творческого и самостоятельного подхода требуют задания 23 и 24. В 23 необходимо не только указать ответ из самого текста, но и проиллюстрировать то, о чем спрашивается. Не стоит опасаться, что ту или иную подобранную ситуацию, явление или событие могли не учесть при составлении этого вопроса. Обычно перечень приемлемых ответов достаточно широк. Главное, чтобы приведенные примеры действительно соответствовали указанному явлению. Наличие такого задания в экзамене говорит о том, что необходимо уметь представлять себе конкретные случаи, моделировать ситуации для понимания любого явления, понятия или процесса.

Условия 24 задания – дать объяснения, аргументы, обоснования тезиса, высказанного в тексте. При составлении ответа на этот вопрос можно обращаться к личному социальному опыту, но иногда обществоведческие знания будут звучать более авторитетно. Здесь также требуется краткий письменный ответ, где мысль была бы выражена ясно, конкретно и лаконично. 


Если говорить о подготовке к ОГЭ по обществознании в целом, то рекомендации могут заключаться в следующем: обращать внимание на понятия, их определения, на отличительные признаки тех или иных обществоведческих явлений (например, административная или дисциплинарная ответственность, выборы или референдум и т.д.); обдумывать примеры объектов или процессов, которые обсуждаются на обществознании; учиться внимательно читать текст и правильно добывать из него необходимую информацию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You May Also Like