Как помочь ребёнку влиться в новый учебный режим после 5 месяцев перерыва

Что делать, если ребёнок разучился учиться и не очень хочет возвращаться в школу

Психолог Ксения Несютина и методист онлайн-школы «Тетрика» Марис Сегинёва рассказывают, к каким трудностям стоит подготовиться родителям в начале учебного года и как поддержать учебную мотивацию ребёнка. 

Последствия длинных каникул

Летние каникулы всегда были головной болью учителей. То, что нарабатывали в течение года, выветривается и приходится многое повторять заново. Прошлый учебный год завершился в режиме глобального эксперимента: не успели закончить программу, как начали забывать пройденное. Поэтому в сентябре ученикам предстоит заново знакомиться и учиться учиться.

Нужно начинать сначала

Приходить в школу в сентябре волнительно по многим причинам. Первоклассники осваивают пространство отношений с новыми людьми, привыкают к кабинетам и коридорам. Ученики 2-4 классов вливаются в учебный процесс после долгого перерыва, заново выстраивают отношения друг с другом, завоёвывают авторитет в классе.

В этом году вместо трёх месяцев ребята провели вне школы целых пять. Дошколята не успели окончить курсы подготовки, а первоклассники только освоились, как всех перевели на дистанционное обучение. Достижения адаптации оказались насмарку.

Приходится восстанавливать навыки и возвращать мотивацию

В начальной школе ребята учатся писать, читать и считать. Эти навыки нужно тренировать регулярно, иначе они быстро утрачиваются. Если обычно за лето ученики забывают до 30% выученного, то в связи с пандемией объём остаточных школьных знаний стал ещё ниже.

В конце прошлого учебного года ученики только начали ориентироваться на результат, как случился дистант. В стрессовой обстановке удалённой учёбы и работы родители ругались, учителя критиковали. Школьникам было непонятно, зачем стремиться выполнять задания, если в итоге всё равно все недовольны.

Как поддержать ребёнка

Ученикам предъявляли требования, но почти не оказывали поддержки — для чувствительных школьников это стало ударом по мотивации и самооценке. Наши эксперты советуют, как помочь школьникам вернуться к учёбе.

  • Родителям нужно быть готовыми дополнительно заниматься с ребёнком. Дело не том, что он чего-то не умеет или не знает. Он просто отвык от режима занятий, правил поведения в школе и растерял навыки самоорганизации. Ученик может забыть или разучиться собирать портфель,  вести дневник и отступать клеточки в тетради. Важно, чтобы вы были на стороне ребёнка: с вашей помощью школьник усвоит необходимый материал и научится выполнять задания, только проявите терпение.
  • Если ребёнок отказывается идти в школу, не стоит переубеждать, что там «классно» и «пообщаешься с ребятами, все так соскучились по тебе». Ребёнку может показаться, что с ним что-то не так, если он не разделяет ваши чувства. Лучше напомнить об успехах прошлого года, когда ребёнок чувствовал себя уверенно: выступление на литературном конкурсе, первая долгожданная «пятёрка» за диктант, участие в эстафете, новогодний концерт, поездка на экскурсию.
  • Возможно, придётся с нуля выращивать опыт успешности: начинать с малого и постепенно двигаться вперёд. Здесь важно не торопить события, а позволить ребёнку идти в своём темпе. Например, за 2 минуты он решил 10 примеров, а завтра меньше или столько же. Если поддерживать самые маленькие успехи, через 3-4 дня результаты будут выше. Когда у родителя завышенные ожидания, ребёнок чувствует, что не соответствует им и опускает руки.
  • Помните о принципе «не всё, не сразу и не в одиночку». Возьмите временно какую-то часть задач на себя. Напоминайте взять с собой сменку и телефон, проверяйте, как сложен портфель и собрана форма на физкультуру, отсчитывайте клеточки. Передавайте ответственность по мере того, как у ребёнка появляются силы стать более самостоятельным.
  • Учите ребёнка отличать оценку его личности и его работы. Со 2 класса в школе ставят отметки, и это бывает болезненно для детей. Хорошо, когда учитель говорит «ты способный, просто эта работа сейчас не получилась». Отличникам и хорошистам важно показывать, что оценки — лишь один из показателей успешности. Если в школе к отметкам относятся иначе, чем дома, продолжайте поддерживать ребёнка и показывать его сильные стороны. 
  • Помогите детям наладить общение до начала занятий. В 3-4 классе школьники быстро растут, меняются внешне и психологически. Кто-то побывал в путешествии, кто-то стал блогером, у кого-то родился брат или сестра — все изменились и теперь нужно заново знакомиться. Здорово, если родители класса организуют совместную прогулку или пригласят ребят поиграть в настольные игры. 
  • В начале года школьники будут проявлять свои лидерские качества, устанавливать границы, налаживать отношения. Если кто-то окажется отвергнутым, это будет для него тяжёлым испытанием. Никакие уроки и задания не увлекут ребёнка, который переживает драму потери дружбы. В этой ситуации не стоит требовать учебных достижений. Лучше помочь ребёнку найти компанию по интересам и почувствовать себя более уверенно. Если ребёнок претендует на академическое лидерство, а в классе высокая конкуренция, помогут дополнительные занятия с репетитором. 
  • Последнюю четверть дети учились дома под присмотром родителей. Поэтому некоторые мамы и папы тревожатся, насколько хорошо справились. Страх, что ребёнок окажется отстающим заставляет ждать более высоких результатов от ребёнка. Важно не поддаваться эмоциям и обратиться за помощью к психологу, чтобы не взваливать свои проблемы на школьника. Ещё один способ объективно  оценить ситуацию и успокоиться — дать школьнику пройти тестирование по разным предметам. На бесплатном пробном занятии в «Тетрике» вы можете проверить, есть ли пробелы в знаниях ребёнка и понять, на что обратить внимание. 
  • В 1-2 классе изучают базовые понятия и наверстать программу несложно. В 3-4 классах объём материала возрастает: появляются разные типы задач, части речи, фонетический и морфологический разбор слов, но это не повод паниковать. Если вовремя обнаружить пробелы и начать заниматься, ребёнок всё успеет. Опыт показывает, что всю программу начальной школы ребёнок 9-10 лет способен наверстать за один учебный год.
  • В 9-10 лет формируется самостоятельная мотивация к учёбе и дети задаются вопросом «а зачем мне это учить?». Учителя в массовой школе редко уделяют внимание подобным вопросам и стараются поскорее вернуться к теме урока. Если ученик не получает ответа, вопрос не исчезает, поэтому родителю нужно найти правильные слова, а не отмахнуться от ребёнка. Помогите школьнику увидеть связь изучаемых предметов с реальным миром, а ещё лучше вместе порассуждайте. Ребёнку будет проще эмоционально принять найденный ответ, если он не услышал его от вас, а поразмыслил сам.