Как психологически подготовить ребёнка к сдаче ЕГЭ
Психологическая подготовка к ЕГЭ важна не меньше, чем учебная. Если бояться и нервничать, даже отличное знание предмета не поможет успешно сдать экзамен: ребёнок может растеряться, наделать ошибок по невнимательности или забыть самые простые вещи, которые знал назубок. Как подготовить ребёнка и помочь ему справиться с эмоциями? Рассказываем в статье.
Что поможет снизить волнение и тревогу перед экзаменом
Разговоры и поддержка
Узнайте, что волнует подростка. Самые распространённые страхи, например, — не сдать, получить мало баллов, не поступить в выбранный вуз. Также ребёнок может бояться сдать хуже друзей или одноклассников, подвести вас или разочароваться в себе. Проговорите с ним все страхи. Объясните, что он может рассчитывать на вашу поддержку, а плохой результат ЕГЭ в любом случае не означает конец всему. Можно пересдать экзамен в следующем году или поступить в колледж. А ещё можно, например, пропустить год и потратить его на подготовку и получение практических знаний по специальности.
Приятные занятия, отвлекающие от «плохих» мыслей
Если ребёнка начинает одолевать тревога по поводу экзаменов, предложите ему составить список из вещей, которые помогают ему отвлечься. И пусть он регулярно делает что-либо из этого списка.
Например:
- Общение с друзьями.
- Поход по магазинам.
- Занятия спортом.
- Просмотр фильма или сериала.
- Прослушивание любимой музыки.
- Прогулка с собакой или общение с домашними питомцами.
- Тёплая ванна.
- Занятие хобби или творчеством.
- Чтение книг.
Психологическая подготовка к ЕГЭ: упражнения и техники
Если вышеперечисленных способов недостаточно, расскажите ребёнку о специальных техниках.
1. Техники самовнушения
Они помогут изменить отношение к экзамену, убрать напряжение и заменить его позитивными мыслями. А также поверить в свои силы.
2. Формула АBC
Техника строится на тезисе, что восприятие любой ситуации состоит из трёх компонентов, а именно:
- А — сама ситуация;
- В — субъективная оценка происходящего;
- С — чувства, которые я испытываю в связи с происходящим.
В нашем случае А — экзамен, B — чувства ребёнка по этому поводу: «Я не успею подготовиться», «Я плохо напишу», «Я не поступлю». С — страх и тревога из-за этих мыслей.
Задача — заменить мысли в пункте B на позитивные, тогда сменится и эмоциональное состояние. Это делается в три этапа:
Этап 1. Сформулировать свои страхи и тревоги, а потом придумать, чем их можно заменить. Например, вместо «Я растеряюсь и всё забуду» — «Я буду уверен в себе и смогу показать все свои знания».
Этап 2. Запоминание позитивных мыслей. Можно просто регулярно повторять их или записать на карточки и развесить по дому, например.
Этап 3. Формирование привычки. Обычно сразу заменить одну мысль на другую сложно, потому что новый образ мышления кажется странным и не соответствующим реальности. В этом случае нужно повторять позитивную формулировку, не опуская руки и добавляя рациональное подкрепление. Например, «Маша смогла сдать, и у меня получится», «Я же написал хорошо ОГЭ, значит, и с ЕГЭ могу справиться».
3. Ресурсные образы
Техника заключается в том, чтобы вспомнить место, состояние или ситуацию, в котором человек был счастлив, расслаблен, чувствовал силы и уверенность в себе. Это может быть, например, отдых на природе, рыбалка или пикник.
Ещё один вариант — награждение за победу на олимпиаде, в соревновании. Или чувство радости от успешного окончания большого проекта, в который вложено много сил. Ситуацию и своё состояние нужно вспомнить как можно чётче, до мельчайших деталей. После этого нужно вернуться в настоящий момент, сохраняя воспоминания о тех чувствах. Проделывать это упражнение можно, например, перед сном.
4. Техники успокоения и расслабления
- Дыхательные упражнения. Вдох на 8 счётов, задержка дыхания на столько же и медленный выдох.
- Медитация. Сесть поудобнее или лечь на спину, полностью расслабить мышцы и дышать, следя за каждым вдохом, переносить внимание на мышцы, начиная от лица и заканчивая ступнями. Главное, достичь состояния полной сосредоточенности на текущем моменте и своём теле, не позволяя мыслям «убегать» в тревожную ситуацию.
- Самомассаж. Растирание указательным пальцем точки между бровями на переносице, поглаживание и лёгкое сжимание шеи сзади.
Что ещё может помочь
- Книги для подростков с советами по психологической подготовке к экзамену. Например, книга Л. Петрановской «Что делать, если ждёт экзамен».
- Групповые занятия с психологом, направленные на снятие стресса и тревоги перед экзаменами. Ведущий на таком тренинге говорит с детьми и учит их правильно делать упражнения и техники, а участники рассказывают о своих страхах и поддерживают друг друга.
- Индивидуальная работа с психологом. Может понадобиться, если всё остальное не помогло и ребёнок по-прежнему очень боится предстоящего экзамена, или его тревога достигла такого уровня, когда стала сказываться на здоровье и самочувствии. например, он плохо ест, спит, перестал общаться с друзьями.
Как мы уже сказали, психологическая подготовка к ЕГЭ также важна для выпускника. Чем более он уверен в себе, тем выше шанс получить высокие баллы и поступить на бюджет. Используйте техники из этой статьи, чтобы помочь ребёнку перебороть страхи и снизить тревогу.
Удачи на экзаменах!🍀
Комментарии 0