Как писать комментарий на ЕГЭ по русскому 2020?

комментарий по русскому

Яркая и будоражащая новость минувшей осени – это известие о внесении изменений в ЕГЭ по русскому языку. Куда-то вдруг исчезли аргументы, а вместо них появились комментарии! Что делать, как их писать?

Подобные вопросы и мысли, подобно вспышкам салюта, возникали в умах старшеклассников, не давая покоя, всю осень прошлого года. И хотя волна переживаний немного угасала к финалу первого полугодия, сейчас она с новой силой может запросто ударить по натянутым нервам одиннадцатиклассников и их родителей – до экзамена осталось около двух месяцев.

Мы с вами как люди разумные будем придерживаться простого алгоритма и помнить о том, что пугает больше всего неизвестность. А если вопрос или проблему разобрать на составные части и изучить, то она переходит из разряда “страшных монстров” во вполне обычные пункты работы.

Что такое комментарий и для чего он нужен?

Комментарий – это подтверждение того, что проблема, которую вы обозначили, действительно есть в тексте. По сути, комментарий – это ваш логичный, выверенный и последовательный анализ текста, в котором обязательно должны быть указаны конкретные размышления автора или приведены конкретные ситуации из самого текста.

За верное и точное составление комментария ученик может получить 5 баллов. Поэтому важно соблюсти все критерии и составить комментарий с твердой опорой на текст.

Требования к комментарию

При написании комментария нужно помнить, что это – не ваши отвлеченные мысли на тему текста. Здесь все должно сработать, как часы, а для этого необходимо пояснить:

  • как в вашем понимании автор раскрывает проблему;
  • что именно из приемов и средств он для этого использует;
  • оценить действия героев текста;
  • указать языковые особенности, которые помогают раскрыть проблему.

Рекомендации по правильному написанию

1. В комментарии должно быть 2 примера-иллюстрации, которые важны для понимания проблемы текста. Можно использовать частичное цитирование с обязательным пояснением того, по какой причине вы выбрали именно эти фразы (ситуации), а также что именно автор хочет донести читателям.

2. Смысловая связь. Оба выбранных примера должны непременно иметь связь: противительную, причинно-следственную либо другую. Это напрямую будет зависеть от тех приемов, которыми пользовался автор в конкретном тексте.

3. Пояснение к примерам-иллюстрациям. Здесь самое важное –  верно интерпретировать слова автора и основную сюжетную линию текста. Это и будет пояснением к приведенным вами примерам. В интерпретацию входит:

  • объяснение слов автора;
  • раскрытие смысла этих слов;
  • выражение собственного мнения о мотивации героев текста;
  • указание лексических оценочных средств выразительности;
  • обозначение эмоциональной составляющей.

Важно: при создании комментария недостаточно просто найти и указать 2 примера из текста. Основная цель – проанализировать их в контексте произведения и его проблематики, дать собственную оценку происходящему.

4. Цитирование. Сразу исключаем переписывание больших фрагментов текста. Этого делать ни в коем случае не нужно. Если вам необходимо процитировать текст, то лучше воспользоваться частичным цитированием: в этом случае будет достаточно нескольких слов или словосочетаний.

5. Соответствие обозначенной проблеме. Комментарий должен быть тесно связан с обозначенной проблемой, его задача – иллюстрировать ее. Он никак не может быть отвлеченным.

6. Фактическая точность. Здесь крайне важно ничего не выдумывать, потому что малейшая фактическая неточность в вашем комментарии сразу гарантирует ему оценивание в 0 баллов.

Резюме: написание комментария включает в себя две цели, которые ученик в идеале должен достичь:

  • попытаться понять, почему автор писал именно о событии, происходящем в тексте, и какие средства выразительности он использовал;
  • доказать, что обозначенная проблема в самом деле присутствует в тексте.

Учитываем стиль исходного текста: почему это важно

Половина успеха в правильном написании комментария – внимательно прочитанный текст. Не бойтесь прочесть его несколько раз, если с первого раза он не слишком понятен.

Если перед вами художественный текст, то будьте готовы к тому, что в нем авторская позиция не будет выражена прямо. Скорее всего, ее необходимо будет вычленить из контекста. Это можно сделать, если проанализировать ситуации, поведение героев и используемые автором речевые обороты.

Итог будет таков: все средства, которые вы используете для понимания авторской позиции, и станут вашим комментарием.

Если вы видите перед собой публицистический текст, то важно следить за развитием мысли автора до момента, когда он сам приходит к какому-либо выводу. В этом случае вывод автора в вашем сочинении и будет авторской позицией.

Особенность публицистического текста в том, что по структуре он будет похож на сочинение ученика: в нем точно так же ставится проблема, есть комментарий, но он не будет привязан к какому-либо тексту. В качестве комментария авторы могут использовать рассказы о различных фактах, цитировать известных людей, размышлять о смежных проблемах и сопоставлять разные мнения.

ТОП мифов о написании комментария

Миф №1. Важно написать об актуальности проблемы

Довольно большая часть учеников при написании комментария активно использует клише об актуальности проблемы. Например:

1. Обозначенная автором проблема задевает тонкие струны в глубине души читателя. Так и есть, проблема весьма серьезна. Этот вопрос крайне часто поднимается во многих сферах жизни…

2. Актуальность данного вопроса невозможно оспорить. Автор смело поднимает одну из злободневных проблем, которая никого не оставляет равнодушной. В разной степени она касается любого из нас.

Как думаете, комментарий ли это? А вот и нет! Для эксперта, который будет заниматься проверкой, это не что иное, как переливание из пустого в порожнее, иными словами – “вода”, информация ни о чем.

Будет здорово, если фраз про актуальность в вашем сочинении не будет вообще. Серьезно. Потому что абсолютно все проблемы, которые обозначены в текстах для ЕГЭ, актуальны по умолчанию. И лишнее “хождение по кругу” на тему актуальности не будет нести никакой смысловой нагрузки. А вот эксперта рассердить вполне может.  

Миф №2. Комментарий легко можно списать из задания о средствах выразительности

Нет и еще раз нет! Даже не думайте списывать текст рецензии, потому что 0 баллов в этом случае вам гарантирован: все рецензии лежат в развернутом виде перед проверяющими. Анализировать средства выразительности в комментарии тоже не стоит, потеряете баллы.

Миф №3. В комментарии не стоит писать номера предожений

Напротив, можно и даже нужно это делать, чтобы проверяющий увидел вашу работу с текстом. Четкие отсылки к нужным предложениям в этом помогут, они могут быть в виде:

  • косвенной речи: Автор упоминает, что…
  • цитат предложений: Автор заявляет: “…”
  • номеров предложений: Автор говорит о таком-то факте (предложение 28).

В случае, когда вам рассказывают, что номера предложений писать запрещено и прочее, не торопитесь верить, потому что это, скорее всего, авторитарное желание что-нибудь запретить. И к реальной ситуации оно не имеет никакого отношения.

По сути, вы проводите аналитику того, что именно делает автор для точного донесения сути проблемы, для убеждения читателя в ее значимости и важности. Это и есть ваш комментарий.

Дерзайте! Мы в вас верим.