Обложка поста
Автор: Команда Тетрики
Просмотры

Как писать комментарий на ЕГЭ по русскому языку в 2024

Экзамены Время чтения: 6 мин.

Сочинение ЕГЭ по русскому языку в 2024 году претерпело изменения в формулировке задания. В статье подробно расскажем, как писать комментарий в сочинении по новым правилам: какая должна быть структура и что важно учитывать при написании.

Читайте также нашу статью «Типичные ошибки на ЕГЭ по русскому языку», чтобы точно их не допустить 😉

Что такое комментарий и для чего он нужен

Комментарий — это подтверждение того, что проблема, которую вы обозначили, действительно есть в тексте. По сути, комментарий — это ваш логичный, выверенный и последовательный анализ текста, в котором обязательно должны быть указаны конкретные размышления автора или приведены конкретные ситуации из самого текста.

За верное и точное составление комментария ученик может получить 3 балла. Поэтому важно соблюсти все критерии и составить комментарий с твёрдой опорой на текст.

Требования к комментарию

При написании комментария нужно помнить, что это не ваши отвлечённые мысли на тему текста. Здесь всё должно работать как часы, а для этого необходимо пояснить:

  1. как в вашем понимании автор раскрывает проблему;
  2. что именно из приёмов и средств он для этого использует;
  3. оценить действия героев текста;
  4. указать языковые особенности, которые помогают раскрыть проблему.

Рекомендации по написанию комментария

1. Должно быть 2 примера-иллюстрации, которые важны для понимания проблемы текста. Можно использовать частичное цитирование с обязательным пояснением того, по какой причине вы выбрали именно эти фразы/ситуации, а также, что именно автор хочет донести читателям.

2. Смысловая связь. Оба выбранных примера должны, непременно, иметь связь: противительную (один пример противопоставлен другому), причинно-следственную или другую. Это напрямую будет зависеть от тех приёмов, которыми пользовался автор в конкретном тексте. Кроме того, по новым критериям смысловую связь теперь необходимо не только указать, но и анализировать (с какой целью автор автор использует данный вид связи, что хочет этим показать, какие особенности героев/событий демонстрирует).

3. Пояснение к примерам-иллюстрациям. Здесь самое важное — верно интерпретировать слова автора и основную сюжетную линию текста. Это и будет пояснением к приведённым вами примерам. В связи с изменением формулировки задания № 27 теперь предусмотрено, что при комментировании проблемы исходного текста примеры-иллюстрации являются неотъемлемой частью пояснений к ним (т.е. в тексте выступают неразрывно).

В интерпретацию входит:

  1. объяснение слов автора;
  2. раскрытие смысла этих слов;
  3. выражение собственного мнения о мотивации героев текста;
  4. указание лексических оценочных средств выразительности;
  5. обозначение эмоциональной составляющей.

Важно: при создании комментария недостаточно просто найти и указать 2 примера из текста. Основная цель — проанализировать их в контексте произведения и его проблематики, дать собственную оценку происходящему, соблюдая этические нормы.

4. Цитирование. Сразу исключаем переписывание больших фрагментов текста. Этого делать ни в коем случае не нужно. Если вам необходимо процитировать текст, то лучше воспользоваться частичным цитированием. В этом случае будет достаточно нескольких слов или словосочетаний.

5. Соответствие обозначенной проблеме. Комментарий должен быть тесно связан с обозначенной проблемой, его задача — иллюстрировать её. Он никак не может быть отвлечённым.

6. Фактическая точность. Здесь крайне важно ничего не выдумывать, потому что малейшая фактическая неточность в вашем комментарии сразу гарантирует оценивание в 0 баллов.

Резюме

В сочинении ЕГЭ по русскому языку написание комментария включает в себя три цели, которые ученик в идеале должен достичь:

  1. попытаться понять, почему автор писал именно о событии, происходящем в тексте, и какие средства выразительности он использовал;
  2. доказать, что обозначенная проблема в самом деле присутствует в тексте;
  3. сформулировать авторскую позицию по обозначенной проблеме и продемонстрировать своё отношение к ней, аргументируя собственную точку зрения.
Влюбляем в обучение на уроках в онлайн-школе Тетрика
Оставьте заявку и получите бесплатный вводный урок

Учитываем стиль исходного текста: почему это важно

Половина успеха в правильно написанном комментарии — внимательно прочитанный текст. Не бойтесь прочесть его несколько раз, если с первого раза он не слишком понятен.

Если перед вами художественный текст, то будьте готовы к тому, что в нём авторская позиция не будет выражена прямо. Скорее всего её необходимо будет вычленить из контекста. Это можно сделать, если проанализировать ситуации, поведение героев и используемые автором речевые обороты.

Итог будет таков: все средства, которые вы используете для понимания авторской позиции, и станут вашим комментарием.

Если вы видите перед собой публицистический текст, то важно следить за развитием мысли автора до момента, когда он сам приходит к какому-либо выводу. В этом случае вывод автора в вашем сочинении и будет авторской позицией.

Особенность публицистического текста в том, что по структуре он будет похож на сочинение ученика: в нём точно также ставится проблема, есть комментарий, но он не привязан к какому-либо тексту. В качестве комментария авторы могут использовать рассказы о различных фактах, цитировать известных людей, размышлять о смежных проблемах и сопоставлять разные мнения.

ТОП-3 мифа о написании комментария на ЕГЭ по русскому

Миф №1. Важно написать об актуальности проблемы.

Довольно большая часть учеников при написании комментария активно использует клише об актуальности проблемы. Например:

1. Обозначенная автором проблема задевает тонкие струны в глубине души читателя. Так и есть, проблема весьма серьёзна. Этот вопрос крайне часто поднимается во многих сферах жизни…

2. Актуальность данного вопроса невозможно оспорить. Автор смело поднимает одну из злободневных проблем, которая никого не оставляет равнодушной. В разной степени она касается любого из нас.

Как думаете, комментарий ли это? А вот и нет! Для эксперта, который будет заниматься проверкой, это не что иное, как переливание из пустого в порожнее, иными словами — «вода», информация ни о чём.

Будет здорово, если фраз про актуальность в вашем сочинении не будет вообще. Серьёзно. Потому что абсолютно все проблемы, которые обозначены в текстах для ЕГЭ, актуальны по умолчанию. И лишнее «хождение по кругу» на тему актуальности не будет нести никакой смысловой нагрузки. А вот эксперта рассердить вполне может.  

Миф №2. Комментарий легко можно списать из задания о средствах выразительности.

Нет, и ещё раз нет! Даже не думайте списывать текст рецензии, потому что 0 баллов в этом случае вам гарантирован: все рецензии лежат в развёрнутом виде перед проверяющими. Анализировать средства выразительности в комментарии тоже не стоит — только потеряете баллы.

Миф №3. В комментарии не стоит писать номера предложений.

Напротив, можно и даже нужно это делать, чтобы проверяющий увидел вашу работу с текстом. Чёткие отсылки к нужным предложениям в этом помогут, они могут быть, например, в виде:

  1. косвенной речи: Автор упоминает, что…
  2. «…»
  3. номеров предложений: Автор говорит о таком-то факте (предложение 28).

В случае, когда вам рассказывают, что номера предложений писать запрещено и прочее, не торопитесь верить, потому что это, скорее всего, авторитарное желание что-нибудь запретить. И к реальной ситуации оно не имеет никакого отношения.

По сути, вы проводите аналитику того, что именно делает автор для точного донесения сути проблемы, для убеждения читателя в её значимости и важности. Это и есть ваш комментарий.

Сочинение ЕГЭ по русскому языку лишь на первый взгляд кажется сложным. Несколько тренировочных вариантов помогут вам всему научиться. Дерзайте! Мы в вас верим : )

Как вам статья?
Реакция 2
Реакция 2
Реакция 2
Спасибо! Ваш комментарий отправлен на модерацию

Комментарии 0

Оставить комментарий

Подпишитесь
и получите подарки
Декор элементы
онлайн-школа для детей и подростков 1-11 класс

Онлайн-школа Тетрика

Преподаватели ‒ эксперты

Подбираем репетитора под любые цели. Уроки ведут действующие эксперты ЕГЭ, кандидаты наук с опытом работы от 5 лет. Преподаватели английского языка имеют международные сертификаты: CAE, IELTS, TKT, CELTA, TESOL

Декор элемент Декор элемент Декор элемент

Декор элемент Занимайтесь, где
угодно и когда удобно

Составим индивидуальный план подготовки и гибкое расписание — можно учиться из любого места и совмещать со школой или работой

Декор элемент Контроль качества занятий

Методисты Тетрики следят за всеми занятиями, фиксируют прогресс учеников и оценивают качество онлайн-уроков. А репетиторы отправляют обратную связь родителям после каждого урока

Декор элемент Интерактивная платформа

Удобный инструмент для онлайн-занятий по всем школьным предметам

Декор элемент

Наши преподаватели

Попробуйте первое бесплатное занятие с одним из наших преподавателей

Попробуйте бесплатно занятие в онлайн-школе Тетрика

Пробное занятие по любому школьному предмету, подготовке к ЕГЭ и ОГЭ или поступлению в первый класс
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и даёте согласие на обработку ваших персональных данных
Произошла ошибка, попробуйте позднее.