Обложка поста
Автор: Команда Тетрики
Просмотры

Бородино: анализ стихотворения

Учебник Время чтения: 5 мин.

Памятники — не только мраморные изваяния и гранитные стелы, отбрасывающие тени на городские площади. Иногда самые прочные монументы — это слова. Авторские строки переживают века и несут в себе не только факты, но и душу событий, превращая литературу в машину времени. Стихотворение Лермонтова — памятник столь же прочный и основательный как Московские Триумфальные ворота. В статье расскажем, что послужило причиной создания стихотворения «Бородино», в чём его особенности и значение.

бородино

История создания стихотворения «Бородино»

М. Ю. Лермонтов написал «Бородино» в 1837 году — к 25-летию легендарного сражения Отечественной войны. Дядя поэта, Афанасий Столыпин, был командиром артиллерийской батареи и участвовал в войне 1812 года. Возможно, поэтому Лермонтов проявлял явный интерес к тематике военного прошлого. Ещё в 1830 году Михаил Юрьевич работал над сходным по замыслу стихотворением «Поле Бородина», события и образы из которого позднее включил в текст «Бородино».

Поводом для создания окончательного варианта текста «Бородино» стало также желание поэта ответить на официальную версию событий 1812 года, где героизм народа часто замалчивался в пользу генералов. Можно сказать, Лермонтов противопоставил своё «Бородино» пушкинской «Полтаве»: если Александр Сергеевич воспевал гений Петра I, то Лермонтов подчеркнул героизм народа. 

бородино

Анализ содержания стихотворения «Бородино»

Главный герой стихотворения — солдат-артиллерист. Доказательством тому служат строки стихотворения: 

«Забил заряд я в пушку туго».

«Прилёг вздремнуть я у лафета».

Собирательный образ солдата-рассказчика сложился из многочисленных рассказов ветеранов, которые Лермонтов слышал в детстве.

Стихотворение строится в форме диалога, и читатель будто погружается в картину сражения, нарисованную её непосредственным участником. Это эпическое стихотворение, в котором можно выделить следующие элементы: 

бородино

Для демонстрации рядового статуса повествователя Лермонтов использует в тексте разговорную речь. Например, «Скажи-ка, дядя», «у наших ушки на макушке», «бусурманы», «разгуляться на воле», «тужить» и т. д. Интересно, что критики XIX века упрекали Лермонтова за «грубость» языка, но именно эта «грубость» и сделала стихотворение бессмертным. Как писал Белинский: «Он дал слово народу — и народ заговорил».

В то же время, чтобы подчеркнуть эпический масштаб события, автор включает и высокую лексику: «на поле грозной сечи ночная пала тень», «ликовал». 

«Бородино» написано четырёхстопным ямбом. Семистишия, в которых сочетается парная и кольцевая рифмы, создают ритм, напоминающий марш, что усиливает эпическое звучание.

Повторы («Да, были люди в наше время…») и риторические вопросы и восклицания («Ребята! Не Москва ль за нами?», «Не будь на то господня воля, не отдали б Москвы!», «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!») подчёркивают эмоциональность.

Многочисленные средства художественной выразительности помогают автору передать динамику и расставить акценты, а именно: 

бородино

Практические упражнения 

Задание 1. Прочитайте стихотворение «Бородино» и решите тест. 

1. Бородинское сражение произошло во время…

а) Отечественной войны с Наполеоном в 1812 г.

б) Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

в) Русско-турецкой войны в 1877 г.

г) Русско-японской войны 194-195 гг.

2. Главнокомандующим русской армии во время Бородинской битвы был…

а) Александр Суворов.

б) Михаил Кутузов.

в) Георгий Жуков.

г) Константин Рокоссовский.

3. Кто ведёт повествование о событиях сражения в стихотворении «Бородино»? 

а) Автор, М. Ю. Лермонтов.

б) Мальчик, беседующий с ветераном войны.

в) Старый солдат — участник Бородинского сражения.

г) Главнокомандующий русской армии.

4. Чем занимались русские солдаты перед сражением?

а) Отдыхали, чтобы набраться сил.

б) Писали письма домой, чтобы попрощаться. 

в) Предвкушали битву и ликовали.

г) Готовились к бою: нашли поле, возводили редуты. 

5. Чем закончилось Бородинское сражение?

а) Французская армия сдалась в плен русским.

б) Французы отступили.

в) Русская армия потерпела поражение и спасалась бегством.

г) Командование приняло решение об отступлении русской армии.

6. Что стало причиной написания стихотворения «Бородино»? Выберите НЕВЕРНЫЙ ответ.

а) Желание увековечить слова родственника-участника Отечественной войны. 

б) Юбилейная дата.

в) Стремление показать вклад простых солдат в победу над Наполеоном. 

г) Огромный гонорар. 

7. Какая фраза из стихотворения «Бородино» стала крылатой?

а) Умом Россию не понять…

б) Скажи-ка, тётя, ведь недаром…

в) Были люди в наше время…

г) И вечный бой! Покой нам только снится …

Проверьте себя! 

1) А; 2) Б; 3) В; 4) Г; 5) Б; 6) Г; 7) В.

Задание 2. Подумайте и выразите своё мнение по следующим вопросам.

1) Как изменится атмосфера стихотворения, если заменить просторечия и разговорную лексику на нейтральные синонимы?

2) Почему Лермонтов выбрал рассказчиком не офицера, а простого солдата? А также как это влияет на восприятие событий читателем?

Итак, нам удалось узнать:

  1. Стихотворение «Бородино» — литературный памятник, увековечивший подвиг народа в войне 1812 года.
  2. Некоторые образы и события для стихотворения «Бородино» Лермонтов позаимствовал из своей ранней работы «Поле Бородина».
  3. В тексте стихотворения автор использует разговорную лексику, чтобы достоверно передать речь рассказчика, — простого солдата-участника войны.

Если ребёнок испытывает трудности при разборе литературных произведений и не может докопаться до смысла текста, сокрытого в тысячах непонятных слов, воспользуйтесь материалами статьи для тренировки или приходите на занятия к нашим репетиторам.

Первый урок — бесплатный!

Влюбляем в обучение на уроках в онлайн-школе Тетрика
Оставьте заявку и получите бесплатный вводный урок
Как вам статья?
Реакция 0
Реакция 0
Реакция 1
Спасибо! Ваш комментарий отправлен на модерацию

Комментарии 0

Оставить комментарий

Подпишитесь
и получите подарки
Декор элементы
онлайн-школа для детей и подростков 1-11 класс

Онлайн-школа Тетрика

Преподаватели ‒ эксперты

Подбираем репетитора под любые цели. Уроки ведут действующие эксперты ЕГЭ, кандидаты наук с опытом работы от 5 лет. Преподаватели английского языка имеют международные сертификаты: CAE, IELTS, TKT, CELTA, TESOL

Декор элемент Декор элемент Декор элемент

Декор элемент Занимайтесь, где
угодно и когда удобно

Составим индивидуальный план подготовки и гибкое расписание — можно учиться из любого места и совмещать со школой или работой

Декор элемент Контроль качества занятий

Методисты Тетрики следят за всеми занятиями, фиксируют прогресс учеников и оценивают качество онлайн-уроков. А репетиторы отправляют обратную связь родителям после каждого урока

Декор элемент Интерактивная платформа

Удобный инструмент для онлайн-занятий по всем школьным предметам

Декор элемент

Наши преподаватели

Попробуйте первое бесплатное занятие с одним из наших преподавателей

Попробуйте бесплатно занятие в онлайн-школе Тетрика

Пробное занятие по любому школьному предмету, подготовке к ЕГЭ и ОГЭ или поступлению в первый класс
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и даёте согласие на обработку ваших персональных данных
Произошла ошибка, попробуйте позднее.